Люди относятся к информации так же, как к материальным ценностям

20.09.2022
Люди относятся к информации так же, как к материальным ценностям

Люди относятся к информации так же, как к материальным ценностям


Ученые Университета Карнеги совместно с коллегами из Инсбрукского университета им. Леопольда и Франца исследовали более 1000 человек с целью выяснить, почему людям так важна информация и влияет ли на ее ценность возможность дальнейшего применения с пользой для себя. С точки зрения науки, информация – это ресурс, который позволяет делать верный выбор, принимать правильные решения и получать для себя выгоду. Но эта точка зрения не давала объяснений некоторым очевидным фактам. Например, почему люди готовы тратиться на желтые газеты со сплетнями из звездного мира, ведь ясно, что никакой практической пользы эти истории не несут. Или почему люди не хотят получать сведения, которые идут вразрез с их убеждениями, даже если эти сведения могут оказаться полезными?

Чтобы ответить на эти вопросы, ученые предположили, что информация ценна для человека сама по себе, и без разницы, насколько она применима на практике. Для проверки исследовали три группы людей разного возраста, пола и социального статуса. В первой группе было 146 человек, во второй – 400, в третью, самую многочисленную, вошел 601 человек.

В качестве одного из тестов участники получали подборку фактов без концовки. Затем им предлагали либо узнать часть информации, либо узнать все или ничего – путем подкидывания монетки. В ходе других экспериментов участниками обещали раскрыть все факты, но «обманывали» и раскрывали только какую-то часть, либо не те концовки. 

Общим признаком фактов была их явная бесполезность для испытуемых. Несмотря на это, участники восприняли информацию более, чем серьезно. Большинство из них соглашались узнать часть концовок и не хотели рисковать. Более того, возможность не узнать ничего расстраивала их гораздо сильнее, чем радовала возможность узнать все. А подмена концовок вызвала неприкрытое раздражение, участники испытали чувство, словно у них забрали какую-то их вещь.

Ученые сделали вывод, что для психики нет разницы между физическими объектами и нематериальной информацией. Читая бесполезные истории и сплетни, человек попадает в зону комфорта, вероятность не получить привычные сведения он воспринимает как потерю физической ценности. Если информация противоречит его убеждениям, то человек будет стремиться избежать ее, чтобы сохранить их, – точно так же, как он закрывает входную дверь дома, чтобы из него не украли материальное имущество.

Результаты исследования особенно важны сегодня, когда у людей множество источников получения информации, которая важна для них не меньше, чем любимые предметы и вещественные ценности.


Бесплатная консультация
Ваша заявка принята
Отзывы о нас
  • Отзывы в Яндекс Отзывы в Яндекс

    41+ отзывов 5

  • Отзывы в 2GIS Отзывы в 2GIS

    141+ отзывов 5

  • Отзывы в Zoon Отзывы в Zoon

    78+ отзывов 4,9

  • Отзывы в Отзовик Отзывы в Отзовик

    25+ отзывов 5