44-ФЗ: последние изменения

22.06.2023
44-ФЗ: последние изменения
44-ФЗ: последние изменения

Закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует отношения, связанные с закупками организаций, финансируемых из государственного бюджета. В течение всего времени своего существования 44-ФЗ подвергается постоянным изменениям, связанным с динамичным развитием сферы закупок, ее постоянным усовершенствованием и внедрением в нее передовых информационных технологий. В частности, причинами таких изменений становились:

  • переход большей части закупочной деятельности на электронные торговые площадки (ЭТП);

  • необходимость интеграции Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) с электронными площадками; 

  • развитие электронного документооборота и появление новых типов электронных подписей (например, усиленная квалифицированная электронная подпись — КЭП);

  • автоматизация процесса закупок, появления систем управления закупками (СУЗ);

  • информатизация процесса государственного контроля закупок.

Помимо этого, закупочное законодательство постоянно адаптируется в связи с необходимостью реагировать на многочисленные вызовы, связанными с недавней пандемией COVID-19, а также в связи последними изменениями внешнеэкономической обстановки. Последними масштабными изменениями, внесенными в 44-ФЗ до наступления 2023 года, стали:

Текущий год не стал исключением, и 44-ФЗ вновь подвергся целому ряду изменений. Помимо этого, отметим, что большое число правок претерпели и подзаконные акты, играющие в процессе регулирования госзакупок не меньшую роль, чем сам 44-ФЗ. Именно с обзора таких изменений в нормативных документах мы и начнем.


Изменения 2023 года в подзаконных актах, регулирующих закупки по 44-ФЗ

Изменения 2023 года в подзаконных актах, регулирующих закупки по 44-ФЗ


В настоящее время действует довольно большое количество различных постановлений Правительства, регулирующих, в частности:

  • правила описания товаров, являющихся объектами закупки;

  • порядок размещения информации о закупках в ЕИС;

  • порядок доступа к имеющейся в ЕИС информации;

  • порядок размещения в ЕИС информации о заключенных контрактах;

  • порядок авансирования заключаемых контрактов; 

  • постановления, регулирующие национальный режим в закупках и т. д.

В большинство из них в 2023 году были внесены изменения.

Правила описания продукции

С 1 января 2023 года вступило в действие Постановление Правительства от 8 июля 2022 г. N 1224, которое предписывает указывать заказчикам в извещении о закупке долю вторсырья, использованного при производстве закупаемой продукции. Это связано с тем, что к некоторым типам товаров закупаемой продукции стали применять экологические требования. В частности, такими товарами являются:

  • туалетная бумага, бумажные и влажные салфетки;

  • тротуарная плитка; 

  • изделия из резиновой крошки; 

  • мусорные урны и т. д.

Соответственно, поставщики в своих предложениях должны учитывать эти требования и, в свою очередь, указывать общую долю вторсырья в своих предложениях на поставку такой продукции. 

Правила ведения реестра контрактов 

Постановление Правительства РФ от 31 октября 2022 г. №1946 вносит множество изменений в несколько подзаконных актов, касающихся закупок. В частности, с 1 января 2023 года заказчики обязаны вносить в реестр заключаемых ими контрактов информацию о сумме неустоек и штрафов, начисленных поставщику при выполнении указанного контракта. Отметим, что правила ведения реестра контрактов, а также другие вопросы, касающиеся информационного сопровождения процесса закупок, регулируются Постановлением Правительства от 27 января 2022 г. N 60.

Также это же постановление вносит новые требования к оформлению документа о приемке выполненных работ или поставленных товаров, вносимого в этот же реестр контрактов.

Положение о единой информационной системе (ЕИС)

Постановление №1946 также вносит изменения в пункт 15 Положения о единой информационной системе в сфере закупок. С 1 июля 2023 года уполномоченные органы вправе принять меры, позволяющие войти в личный кабинет ЕИС только при наличии: 

  • установленного плагина «Независимый регистратор» (ГИС НР), производящего видеофиксацию действий участников закупок; 

  • а также сертификата ключа квалифицированной усиленной электронной подписи (КЭП).

На данный момент войти в ЕИС можно либо при помощи логина и пароля, либо используя КЭП. Наличие установленного плагина ГИС НР обязательным не является. 

Авансирование контрактов с казначейским сопровождением

С 7 марта по 31 декабря 2023 года размер авансирования государственных контрактов с казначейским сопровождением составляет от 30 до 50% суммы контракта. Об этом говорит Постановление Правительства от 6 марта 2023 г. N 348. До этого размер такого авансирования не превышал 30%. Предполагается, что с началом 2024 года размер авансирования вновь не будет превышать 30%.

Действие постановления распространяется на заказчиков, являющихся главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС), приведенных в Приложении №7 к приказу Министерства финансов от 17.05.2022 №75н, а также на их подведомственные учреждения.

При этом предусмотрены случаи, когда заказчик контракта может предусмотреть аванс свыше 30% суммы контрактов, не являясь при этом ГРБС. Так, Постановление №348 говорит о том, что если в 2023 году заключаются контракты с казначейским сопровождением на капитальные вложения в объекты капитального строительства государственной собственности на «новых» территориях, то размер авансовых платежей в этом случае составит от 30 до 90% (п. 3. Постановления).

Также, если в 2023 году из федерального бюджета происходит трансферт в бюджет субъекта федерации, либо из бюджета субъекта федерации — в местный муниципальный бюджет в целях вложений:

  • в объекты капитального строительства государственной собственности,

  • в объекты капитального строительства муниципальной собственности,

то в этом случае в государственные или муниципальные контракты также включается пункт об авансировании в размере от 30 до 50%.

На «новых» территориях в подобных ситуациях выплачивается аванс в размере от 30 до 90%. (п. 4. Постановления 348).

Также, все ГРБС могут принять решения о том, что все контракты на сумму менее 100 тысяч рублей должны включаться в казначейское сопровождение. Это также позволит предусмотреть авансирование таких контрактов (п. 5. Постановления 348). Помимо этого, дается возможность пересмотреть уже заключенные контракты в сторону увеличения выплаченного авансирования (п. 6. Постановления 348).

Субъектам федерации рекомендуется принять аналогичные постановления для заключения контрактов, финансируемых из региональных бюджетов (п. 7. Постановления 348). 

Условия применения национального режима

Применение национального режима в закупках описывается в Статье 14 44-ФЗ. Национальный режим подразумевает приоритет продукции отечественного производства при закупках, финансируемых из бюджетных средств. Данный режим подразумевает три ступени при его применении:

С 1 марта 2023 года вступили в силу изменения в некоторые акты, введенные Постановлением Правительства от 28 февраля 2023 г. №318, меняющее правила применения национального режима. В частности, оно устанавливает правило «второго лишнего» при закупках заграничных товаров, имеющих ограничения на допуск к отечественному рынку. Правило определяет, что при наличии, как минимум, одного предложения от поставщика отечественной продукции, аналогичные предложения на поставку импортной продукции заказчиком не рассматриваются. До этого действовало правило «третьего лишнего», когда заказчик не рассматривал предложения на поставку импортной продукции при наличии двух аналогичных предложений на поставку отечественной продукции.

Список товаров заграничного происхождения, которые имеют ограниченный допуск к государственным закупкам, приведен в Постановлении Правительства от 30 апреля 2020 г. № 617. Постановление 318 внесло изменения и в этот перечень. В частности, с 1 марта в него входят некоторые новые типы электрооборудования, кабели, а также подъемно-транспортное оборудование.

Постановление №318 вносит также изменения в правила подтверждения страны происхождения товаров, предлагаемых заказчикам на поставку. Теперь для того, чтобы на продукцию распространялся национальный режим, она должна быть включена: 

До этого для подтверждения происхождения товара можно было также указывать сертификат по форме СТ-1, введенной в ялтинском Соглашении о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ, принятом в 2009 году. Таким образом, с 1 марта 2023 года национальный режим распространяется только на те товары, которые были включены в реестры продукции, произведенной в РФ или ЕАЭС. Товары, не включенные в данные реестры, при даже если у них есть сертификат по форме СТ-1, претендовать на преференции национального режима не могут.

Как уже было сказано, кроме товаров ограниченно допускаемых на рынок госзакупок, существуют и товары, закупать которые государственным заказчикам запрещено. Список такой продукции приведен в Постановлении Правительства от 30 апреля 2020 г. №616. Отметим, что в каждом правиле есть свои исключения, например, запрет на закупку запрещенной продукции не распространяется на закупку одного наименования товара, стоимость которого не превышает 300 тысяч рублей, а также на закупку нескольких таких наименований, суммарная стоимость которых не превышает 1 миллион рублей. Постановление №348 внесло изменения в список тех товаров, закупка которых не может осуществляться даже при наличии таких исключений. Все эти исключения приведены в Пункте 3 постановления №616.

Также, с 20 апреля 2023 года в действие вступило в силу Постановление Правительства от 27 марта 2023 г. №486, которое вносит изменения в перечень товаров, закупка которых запрещена условиями национального режима. Теперь в списке таких товаров отсутствуют:

  • портативные компьютеры, ноутбуки, планшеты;

  • электронные вычислительные машины;

  • автоматические системы обработки данных;

  • устройства ввода (клавиатура, камеры, микрофоны) и вывода (мониторы, принтеры) устройства хранения данных (диски, флеш-память).

Теперь эти наименования входят в Перечень радиоэлектронной продукции, в отношении которой применяют ограничительные меры допуска к государственным закупкам (в частности, правило «второго лишнего»), приведенный в Постановлении от 10 июля 2019 г. №878. Изменения в указанном перечне также вносятся Постановлением №486.  Также, постановление 486 вводит двухуровневую систему допуска к закупкам различных наименований компьютерной техники. Наибольшее преимущество при государственных закупках получит продукция первого уровня (с российским центральным процессором). Сведения об уровне продукции (первом или втором) с этого момента включаются в реестр радиоэлектронной продукции российского производства, созданный с учетом требований постановления №878.

Условия казначейского сопровождения контрактов

13 марта 2023 года вышло письмо Минфина с разъяснениями, касающимися, казначейского сопровождения контрактов, заключаемых с единственным поставщиком. Минфин пояснил, что в 2023 году казначейскому сопровождению подвергаются контракты с единственным поставщиком стоимостью более 3 миллионов рублей. При этом основное условие такого сопровождения — контракт должен быть заключен в течение 2023 года. Казначейскому сопровождению подвергаются также контракты и договора, заключаемые для привлечения субподрядчиков по указанным контрактам стоимостью также более 3 миллионов рублей.

Контракты с единственным поставщиком, заключенные в 2022 году, а также контракты и договора, заключенные для привлечения субподрядчиков по этим контрактам, в 2023 году казначейскому сопровождению не подлежат, даже если их стоимость превышает 3 миллиона рублей и даже если они были заключены в 2023 году.

Продление возможности заключать контракт с единственным поставщиком по региональным актам

Статья 93 Федерального закона 44-ФЗ приводит более 50 оснований заключения контракта с единственным поставщиком. Тем не менее региональные власти в 2022 году получили право устанавливать дополнительные основания для закупок у единственного поставщика, действующие только на территории соответствующего субъекта федерации. Изначально планировалось, что такое положение продлится до конца 2022 года, но закон 420-ФЗ продлил эти полномочия до конца 2023 года.

Другие нововведения

В 2023 году, помимо прочего, были приняты:


Изменения 44-ФЗ в 2023 году

Изменения 44-ФЗ в 2023 году


В 2023 году в «тело» 44-ФЗ вносили изменения несколько раз, еще одна версия данного закона вступит в силу с 1 июля 2023 года.

Изменения, вступившие в силу с 1 января 2023 года

С 1 января 2023 года вступили изменения в Закон о госзакупках, введенные Федеральными законами от 2 июля 2021 г. №360-ФЗ, от 11 июня 2022 г. №160-ФЗ, от 28 июня 2022 г. №231-ФЗ, от 4 ноября 2022 г. №420-ФЗ, от 19 декабря 2022 г. №519-ФЗ, от 28 декабря 2022 г. №569-ФЗ

Определение участника закупки   

Изменено определение участника закупки, приведенное в Статье 3 44-ФЗ, а именно дано новое определение офшорным территориям. Участником закупки не может быть лицо, зарегистрированное в офшоре. С 1 января определение офшора выглядит как «государства и территории, используемые для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации». До этого офшоры определялись как «государства и территории, предоставляющие льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающие раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций в отношении юридических лиц».

Напомним, что список офшорных государств и территорий приведен приведен в Приказе Минфина от 13 ноября 2007 г. N 108н.

Признание иностранных сертификатов КЭП

С 1 января 2023 года подписывать заявки на участие в закупках можно электронной подписью, выпущенной в другом государстве, при условии того, что криптографические стандарты другого государства признаются Российской Федерацией. Об этом говорится в Части 2 Статьи 5 44-ФЗ. Это подразумевает то, что теперь участники закупок из стран ЕАЭС могут подавать свои заявки наравне с российскими участниками.

Правила проведения совместных аукционов

С 1 января 2023 года внесены изменения в Пункт 4, Части 1, Статьи 25 44-ФЗ, посвященной проведению совместных конкурсов и аукционов. В том случае, если несколько заказчиков выбирают одно уполномоченное лицо для проведения закупки от лица всех остальных заказчиков, то поставщик заключает контракт на поставку именно с этим уполномоченным лицом. До этого при проведении совместных конкурсов поставщик обязан был заключать договора отдельно с каждым из заказчиком, проводящим совместную закупку. Это нововведение должно облегчить работу поставщика и избавить его от оформления лишней документации.

Требования к участникам закупки в рамках исключения конфликта интересов

С 1 января начинала действовать новая редакция Части 1 Статьи 31 44-ФЗ, регулирующей требования, предъявляемые  участникам закупки. Существенной переработке подвергся Пункт 9 Части 1 указанной статьи, который уточняет условия, при которых может возникнуть конфликт интересов между поставщиком и заказчиком, работающими по 44-ФЗ. Данные изменения внесены для соответствия закупочной деятельности принимаемым антикоррупционным мерам.

Антидемпинговые меры

Согласно Статье 37 44-ФЗ демпингом считается снижение поставщиком начальной цены контракта на 25% или более. В этом случае поставщик вносит полуторное обеспечение контракта, а также у него могут затребовать документы, подтверждающие его добросовестность. Такими документами являются три контракта, заключенные с заказчиками по 44-ФЗ за последние три года. При этом цена каждого контракта должна быть не менее 20% от начальной цены заключаемого с ним контракта.

С 1 января 2023 года решение о включении организации, предложившую демпинговые цены и не сумевшую доказать свою добросовестность, в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), принимается не закупочной комиссией заказчика, а самим заказчиком напрямую. Помимо этого у заказчика отпала обязанность загружать протокол с таким решение в ЕИС.

Сроки выплаты обеспечения заявки

Согласно Статье 44 44-ФЗ, если на одной и той же площадке в течение одного года у поставщика отклонили три заявки по электронным конкурсам, признав их несоответствующими условиям этих конкурсов, то в этом случае поставщик обязан выплатить замороженные у него на спецсчете средства в федеральный бюджет. Сумма, подлежащая уплате — размер обеспечения по третьей заявке, признанной несоответствующей требованиям. Такая же ситуация складывается и для заказчиков, если он предоставлял обеспечение в виде независимой гарантии. В этом случае организация-гарант выплачивает в бюджет за поставщика необходимую сумму.

С 1 января 2023 года условия выплаты блокированных средств и гарантий стали жестче. Теперь законодатель отводит на это 15 дней, а не 30, как это было раньше. Срок уплаты отсчитывается с момента опубликования на электронной площадке протокола о признании заявки несоответствующей требованиям.

Условия проведения электронных конкурсов

Когда объем заказываемой продукции установить заранее невозможно, проводят конкурс, где поставщики указывают не общую стоимость контракта, а цену за единицу поставляемой продукции. Иногда при этом бывали ситуации, что цена за единицу продукции уходила в минус. Поставщики поступали так, надеясь впоследствии «отбить» стоимость продукции за счет дополнительных услуг. В частности, это могли делать поставщики ПО, которые впоследствии заключали с заказчиком дополнительные соглашения на техническое сопровождение и продление лицензии своих программных продуктов.

С 1 января 2023 года изменена Статья 48 закона о госзакупках, посвященная проведению электронных конкурсов. Теперь, если при проведении конкурса цена уйдет в минус, то это будет считаться предложением поставщика выплатить собственные средства заказчику за право заключения с ним контракта.

Ограничения на размер цены электронных аукционов

С 1 января 2023 года внесены изменения в Статью 49 44-ФЗ. Сняты ограничения на размер подаваемой на электронном аукционе заявки. Теперь ее размер не ограничен. До этого размер такой заявки не должен был превышать 100 миллионов рублей.

Условия закупок у единственного поставщика

Часть 1 статьи 93 44-ФЗ перечисляет основания, по которым можно проводить закупку товаров или услуг у единственного поставщика. Изменения внесли в Пункт 8 части 1 статьи 93, а также дополнили ее Пунктом 61. Теперь заключать контракты с единственным поставщиком можно:

  • при обращении с отходами I и II класса опасности;

  • при закупках услуг по подготовке космонавтов, а также при организации запусков космических аппаратов.

Также с 1 января 2023 года изменению подверглась часть 12 указанной статьи, посвященная закупкам у единственного поставщика через т. н. «электронный магазин». Теперь в электронных магазинах можно заключать контракты с поставщиками даже при одной поступившей заявке. До этого заключать контракт разрешалось при наличии двух поступивших заявок от поставщиков.

Условия расторжения и изменения существенных условий контракта 

С 1 января изменилась Статья 95 44-ФЗ, посвященная вопросам расторжения и изменения условий контракта. К списку контрактов, по которым не разрешено изменять существенные условия контракта по соглашению сторон, добавлены контракты по геологическому изучению недр. При этом количество товаров или объем работ не должны изменяться более чем на 10% в сторону увеличения или уменьшения (Пункт 1.2 части 1).

Напомним, что существенными или обязательными согласно Статье 34 ФЗ условиями контракта являются в том числе:

  • срок поставки товаров или услуг;

  • условия оплаты контракта (авансирование, поэтапная оплата, постоплата).

При этом контракты по геологическому изучению недр включены в список контрактов, в существенные условия которых можно вносить изменения по соглашению сторон, если при его выполнении меняется объем и (или) вид выполняемых работ и стоимость контракта при этом не изменяется более чем на 10% (Пункт 1.3 части 1).

Таким образом, если в ходе выполнения контракта по геологическому изучению недр (а также других, включенных в пункт 1.2) меняется количество поставляемых товаров, то существенные условия контракта не меняются, если изменения в количестве товаров не превышает ±10% от первоначального количества. Если количество поставляемых товаров меняется более чем на 10% в ту или иную сторону, то тогда разрешается пересмотреть условия контракта по соглашению сторон.

Если при выполнении контракта по геологическому изучению недр (а также других, включенных в пункт 1.3) меняется объем работ или вид работ, что приводит к увеличению цены контракта не более чем на 10%, то в этом случае менять существенные условия контракта разрешено.

Также, с 1 января 2023 года, помимо других подобных контрактов, указанных в Пункте 8 части 1 статьи 95, вносить изменения разрешено в существенные условия контрактов по геологическому изучению недр в том случае: 

  • если он заключен на срок более одного года; 

  • его стоимость превышает 100 миллионов рублей; 

  • при его исполнении возникли независящие от воли сторон обстоятельства, которые делают его исполнение невозможным.

Также была изменена Часть 1.4. статьи 95. С 1 января при уменьшении стоимости контракта поставщику разрешено возвращать часть внесенного им обеспечения по исполнению контракта пропорционально размеру такого уменьшения контракта. Соответственно, если цена контракта меняется на 10%, то и поставщику теперь обязаны возвратить 10% от суммы первоначально внесенного им обеспечения контракта.

Право менять существенные условия строительных контрактов

Федеральный закон от 19 декабря 2022 года №519-ФЗ внес изменения в Часть 70 статьи 112 44-ФЗ, продлив право изменять по соглашению сторон существенные условия т. н. строительных контрактов «под ключ» (в частности, стоимость контракта). При этом, изменения в условия контракта могут вноситься, если:

  • контракт был заключен на срок менее одного года;

  • при исполнении контракта возникли независящие от сторон обстоятельства, которые повлекли за собой невозможность полностью выполнить контракт;

  • стоимость контракта не увеличивается более чем на 30%;

  • имеется обоснование изменения условий контракта, подкрепленное решением Правительства, либо решением главы субъекта федерации, либо решением главы местной администрации.

Изменения в 44-ФЗ, вступившие в силу с 1 апреля 2023 года

С 1 апреля 2023 года вступили в силу изменения, внесенные в Закон о госзакупках Федеральным законом от 16 апреля 2022 г. №104-ФЗ.

Правила применения закрытых закупочных процедур

С 1 апреля внесены изменения в Статью 72 44-ФЗ, регулирующую правила применения закрытых конкурентных способов закупок. Теперь, помимо всего прочего, запрещается размещать на официальных сайтах заказчиков и в средствах массовой информации сведения о поданных в связи с закрытой конкурентной процедурой жалобах. При этом законодатель прямо утверждает, что такая информация размещается в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, находящемся на сайте ЕИС.

Изменения в 44-ФЗ, вступившие в силу с 9 мая 2023 года

С 9 мая 2023 года вступили в силу изменения, внесенные в Закон о госзакупках Федеральным законом от 28 апреля 2023 г. №154-ФЗ.

Правила определения начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК)

С 9 мая 2023 года изменена Статья 22 44-ФЗ, посвященная определению НМЦК контракта. Теперь применение приказа Минэкономразвития от 02 октября 2013 г. №567, определяющего методические рекомендации для расчета НМЦК, не является обязательным для применения заказчиком. Это может облегчить его работу, в частности, упростив деятельность по анализу рынка при составлению заказчиком своей сметы. Приказ 567 рекомендует для этого собрать не менее пяти коммерческих предложений от разных поставщиков.

Насколько это положение облегчит работу заказчика и как на него будут реагировать контролирующие органы, покажет судебная и административная практика. В любом случае, заказчик теперь имеет некоторую степень свободы при определении НЦМК. 

Максимальная цена запроса котировок   

С 1 апреля 2023 года максимальная цена запроса котировок, согласно Статье 24 44-ФЗ,  составляет 10 миллионов рублей. До этого такая цена составляла 3 миллиона рублей.

Правила описания объекта закупки

В Статью 33, посвященную правилам описания товаров, закупаемых заказчиками, внесли новые уточнения, определяющие, когда в описание товара возможно внести указание на его товарный знак. В частности, теперь указание на товарный знак разрешается вносить при закупке некоторых категорий медицинских препаратов.

Правила закупки у единственного поставщика

С 9 мая 2023 года были внесены важные изменения в Статью 93 44-ФЗ, касающиеся закупок у единственного поставщика через т. н. «электронные магазины». Теперь законодатель разделяет закупки у единственного поставщика, осуществленные «классическим способом» посредством прямого опубликования контракта с поставщиком в ЕИС, и закупки, осуществляемые через электронные магазины, для следующих видов закупок:

Для каждого из указанных типов закупок существуют свои законодательные лимиты, которые заказчик не вправе переступать. В частности, крупные заказчики не вправе заключать контракты по малым закупкам, суммарно превысив 10% своего годового объема закупок. При этом общая сумма таких закупок не должна превышать 50 миллионов рублей. Соответственно, заказчик с годовым объемом закупок 400 миллионов рублей вправе заключить контрактов на малые закупки на сумму не более 40 миллионов рублей. Заказчик с годовым объемом закупок 600 миллионов рублей, вправе заключить контрактов по малым закупкам на сумму не более 50 миллионов рублей.

Теперь к указанным лимитам добавляется лимит по закупкам, проведенным через электронные магазины. Все указанные три типа заказчиков вдобавок к определенным законодательно лимитам согласно новой редакции части 12 Статьи 93 вправе заключать контракты на электронных магазинах на сумму не более 100 миллионов рублей, при этом сумма одной закупки не должна превышать пяти миллионов рублей (до этого — трех миллионов). Кроме того, отметим, что в случае проведения закупки через электронный магазин, малая закупка также может составлять 5 миллионов рублей, а не 600 тысяч, как указано в соответствующем пункте оснований для заключения контракта с единственным поставщиком.

Понятно, что таким образом законодатель стимулирует заказчиков проводить свои малые закупки через электронные магазины.

Также, в часть 8 Статьи 93 внесли изменения, касающиеся сроков рассмотрения контрольным органом обращения о согласовании контракта с единственным поставщиком. Случаи, когда такое согласовании необходимо, приведены в части 7 указанной статьи. Теперь такое обращение рассматривается в течение 8, а не 10 рабочих дней.

Правила расторжения контракта

В Статью 95 44-ФЗ, касающуюся вопросов расторжения контрактов и изменения их существенных условий, внесены изменения, которые предполагают, что теперь поставщик может разрывать контракт без внесения его в РНП, если он столкнулся с обстоятельствами непреодолимой силы, которые сделали исполнение контракта невозможным.

Вполне вероятно, это положение является «предтечей» движения к полной отмене РНП. Вместо него может быть введена рейтинговая система, которая будет распространяться не только на поставщиков, но и на заказчиков.

Перекликающиеся изменения внесли и в Статью 104 44-ФЗ, посвященную правилам ведения и включения организаций в реестр недобросовестных поставщиков. Теперь и туда включили фразу о том, что контролирующий орган может отказать во включении поставщика в РНП, если он при исполнении контракта столкнулся с обстоятельствами непреодолимой силы.

Правила ведения реестра контрактов

В часть 2 Статьи 103 Закона о госзакупках внесли изменения, касающиеся врачебных документов, включаемых в реестр контрактов. Из статьи убрали указание на недействующую с 1 января 2022 года Статью 83 44-ФЗ, а также добавили ссылки на действующие статьи 44-ФЗ. Таким образом, в законе убрали ссылку на уже почти полтора года не действующую статью.

Сроки заключения строительных контрактов «под ключ»

В часть 56 Статьи 112 внесли изменения, позволяющие заключать строительные контракты «под ключ» до 1 января 2025 года вместо 1 января 2024 года, как это было ранее. Продление сроков касается контрактов, которые включают в себя одновременно: 

  • подготовку проектной документации;

  • проведение инженерных изысканий;

  • строительство объекта.

Отметим, что указанный тип контрактов является одним из трех указанных в 44-ФЗ вариантов т. н. контрактов «под ключ». Другие два варианта, это:

  • контракт жизненного цикла (Часть 16 Статьи 34);

  • контракт, предусматривающий одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства (Часть 16.1 Статьи 34).

По двум оставшимся вариантам никаких ограничений не предусмотрено.

Схемы авансирования контрактов «под ключ»

С 9 мая 2023 года в Статью 112 добавлена часть 61.1, в которой прописаны новые схемы авансирования рассмотренного в предыдущем разделе варианта исполнения строительного контракта «под ключ». Такие схемы могут включать: 

  • нулевое авансирование этапов разработки документации и инженерных изысканий (подразумевается, что при этой схеме авансируется только этап строительства);

  • авансирование этапов подготовки документации, проведения изысканий и поставки оборудования (если оно необходимо для реализации проекта), а также авансирование этапа строительства, реконструкции или ремонта объекта. При этом аванс на строительство должен быть больше аванса по другим этапам.

Сроков поставки оборудования по строительным контрактам

Также с 9 мая 2023 года внесены изменения в часть 63.3 Статьи 112, продлевающие срок, когда по строительному контракту возможно одновременная поставка оборудования, необходимого для эксплуатации строящегося объекта. Теперь такой срок продлен еще на один год — до 1 января 2025 года (а не 2024 года, как это было ранее).

Сфера применения 44-ФЗ

С 9 мая 2023 года статья 112 44-ФЗ дополнена частью 74, которая отменяет действие закона о госзакупках на «новых» территориях до 31 декабря 2024 года.

Изменения в 44-ФЗ, вступившие в силу с 29 мая 2023 года

С 29 мая 2023 года вступили в силу изменения, внесенные в Закон о госзакупках Федеральным законом от 29 мая 2023 г. №184-ФЗ.

Сфера применения 44-ФЗ

С 29 мая 2023 года изменена часть 2 44-ФЗ, определяющая сферу применения закона о госзакупках. Теперь действие 44-ФЗ не распространяется на ЦИК и избиркомы субъектов федерации не только при проведении ими выборов, но и при подготовке к выборам. При этом действие закона не будет распространяться на указанные организации не только при выборах в федеральные органы государственной власти, но также при выборах любых других органов государственной власти (в частности, уровня субъектов федерации и муниципалитетов).

Изменения в 44-ФЗ, вступающие в силу с 1 июля 2023 года

С 1 июля 2023 года вступают в силу изменения, запланированные оптимизационным пакетом поправок, введенными Федеральным Законом от 2 июля 2021 г. №360-ФЗ.

Правила закупок у единственного поставщика

С 1 июля 2023 года будут внесены изменения в Пункт 6 части 1 Статьи 93 44-ФЗ. Теперь закупок у единственного поставщика, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти, либо полностью подконтрольной государству организацией, не допускается на основании законодательных актов субъектов федерации. С этого момента такие закупки будут находиться в ведении высших исполнительных органов власти субъекта федерации (губернаторов, президентов республик). 

Примером таких услуг могут являться:

  • услуги МФЦ;

  • услуги государственной фельдъегерской связи;

  • услуги спецсвязи и т. д.


Краткий обзор рассмотренных изменений


Изменения и новшества в подзаконных актах, регулирующих госзакупки в 2023 году

Описание изменения (новеллы)

Регулирующий акт (акт, в который вносятся изменения)

Дата вступления в силу (срок действия)

Новые правила описания  закупаемой продукции (доля используемого вторсырья)Новые правила описания  закупаемой продукции (доля используемого вторсырья)
Постановление Правительства от 8 июля 2022 г. №1224
1 января 2023
Изменения в правилах ведения реестра контрактов (информация о сумме неустоек и штрафов, новые требования к оформлению документа о приемке выполненных работ или поставленных товаров)
Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (с изменениями, вносимыми Постановлением Правительства от 31 октября 2022 г. №1946)

1 января 2023

1 января 2024 (в отношении контрактов, заключенных заказчиками и лицами, указанными в подпунктах «е», «ж», «и» и «к» пункта 2 Положения о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок)

Изменения в положении о единой информационной системе (возможное изменение правил захода в личный кабинет ЕИС)
Положение о единой информационной системе в сфере закупок (с изменениями, вносимыми Постановлением Правительства от 31 октября 2022 г. №1946)
1 июля 2023 года
Изменения в авансировании контрактов с казначейским сопровождением, заключаемым ГРБС (сумма аванса равна от 30% до 50% суммы контракта)
Постановление Правительства от 6 марта 2023 г. №348
с 7 марта по 31декабря 2023 года
Правило «второго лишнего» при закупках товаров, ограниченных национальным режимом закупок
Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. №617 (в редакции Постановления Правительства от 28 февраля 2023 г. №318)
1 марта 2023 года
Изменения в перечне товаров иностранного происхождения, имеющих ограниченный допуск к государственным закупкам

Перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (ограничительный) (в редакции Постановления Правительства от 28 февраля 2023 г. №318)

1 марта 2023 года
Изменения в правилах подтверждения страны происхождения товаров (подтвердить происхождение сертификатом СТ-1 отныне нельзя)
Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. №617 (в редакции Постановления Правительства от 28 февраля 2023 г. №318)
1 марта 2023 года
Изменения в перечне товаров, закупка которых может осуществляться в качестве исключения из национального режима
Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. №616 (в редакции Постановления Правительства от 28 февраля 2023 г. №318)
1 марта 2023 года
Изменения в перечне товаров, закупка которых запрещена условиями национального режима

Перечень

промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (запретительный) (в редакции Постановления Правительства от 27 марта 2023 г. №486)
20 апреля 2023 года
Изменения в перечне радиоэлектронной продукции, в отношении которой применяют ограничительные меры допуска к госзакупкам
Перечень радиоэлектронной продукции, в отношении которой применяют ограничительные меры допуска к государственным закупкам (в редакции Постановления Правительства от 27 марта 2023 г. №486)
20 апреля 2023 года
Введение двухуровневой системы допуска при закупках компьютерной техники
Постановление Правительства от 17 июля 2015 г. №719 (в редакции Постановления Правительства от 27 марта 2023 г. №486)
20 апреля 2023 года
Изменения в условиях казначейского сопровождения контрактов
Письмо Минфина России от 13 марта 2023 г. №02-14-08/20915
13 марта 2023 года
Продление возможности заключать контракт с единственным поставщиком (по региональным актам)
Дополнительные основания осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд

С 8 марта 2022 года по

31 декабря 2023 года

Разработка типовых условий контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог
Постановление Правительства от 10 апреля 2023 г. №579
1 июня 2023 года
Разработка условий обеспечения заявок для участников закупок из стран ЕАЭС
Постановление Правительства от 10 апреля 2023 г. №579
1 июня 2023 года
Принятие типовых условий закупок услуг питания детей в образовательных учреждениях (школах)
Постановление Правительства от 29 марта 2023 г. №498
1 мая 2023 года
Разработка порядка определения начальной (максимальной) цены контракта в закупках судостроительной промышленности
Приказ Минпромторга от 28.02.2023 №639
15 апреля 2023 года



Изменения и новшества 44-ФЗ в 2023 году

Описание изменения (новеллы)

Статья (часть, пункт) 44-ФЗ

Дата вступления в силу (срок действия)

Изменения в 44-ФЗ, вступившие в силу с 1 января 2023 года

Новое определение участника закупки
Пункт 4 части 1 статьи 3 44-ФЗ
1 января 2023 года
Признание иностранных сертификатов ключей проверки электронной подписи
Часть 2 статьи 5 44-ФЗ

1 января 2023 года

Изменения в правилах проведения совместных аукционов
Пункт 4 части 1 статьи 25 44-ФЗ
1 января 2023 года
Уточнение требований к участникам закупки в рамках исключения конфликта интересов
Пункт 9 части 1 статьи 31 44-ФЗ
1 января 2023 года
Изменения  антидемпинговых мер
Часть 5 статьи 37 44-ФЗ
1 января 2023 года
Изменения сроков выплаты обеспечения заявки

Пункт 1 части 14 статьи 44 44-ФЗ

1 января 2023 года
Изменения условий проведения электронных конкурсов
Часть 8 статьи 48 44-ФЗ
1 января 2023 года
Отмена ограничений на размер цены электронных аукционов
Пункт 9 части 3 статьи 49 44-ФЗ
1 января 2023 года
Новые основания закупок у единственного поставщика

Пункт 8 части 1 статьи 93 44-ФЗ

Пункт 61 части 1 статьи 93 44-ФЗ

1 января 2023 года
Изменения в правилах закупок у единственного поставщика через электронный магазин
Подпункт «б» пункта 6 части 12 статьи 93 44-ФЗ
1 января 2023 года
Новые условия расторжения и замены существенных условий контракта

Пункт 1.2 части 1 статьи 95 44-ФЗ

Пункт 1.3 части 1 статьи 95 44-ФЗ

Пункт 8 части 1 статьи 95 44-ФЗ

Часть 1.4. статьи 95 44-ФЗ

1 января 2023 года
Продление возможности менять существенные условия строительных контрактов «под ключ»
Часть 70 статьи 112 44-ФЗ
До 31 декабря 2023 года

Изменения в 44-ФЗ, вступившие в силу с 1 апреля 2023 года

Изменения в правилах применения закрытых закупочных процедур Пункт 2 части 1 статьи 72 44-ФЗ

1 апреля 2023 года

Изменения в 44-ФЗ, вступившие в силу с 9 мая 2023 года

Изменения в правилах определения начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК)
Часть 17 статьи 22 44-ФЗ
9 мая 2023 года
Изменение максимальной цены запроса котировок
Пункт 1 части 10 статьи 24 44-ФЗ
9 мая 2023 года
Изменения правил описания объекта закупки
Пункт 1 части 1 статьи 33 44-ФЗ
9 мая 2023 года
Изменения правил закупки у единственного поставщика через электронные магазины

Пункт 4 части 1 статьи 93 44-ФЗ

Пункт 5 части 1 статьи 93 44-ФЗ

Пункт 5.1 части 1 статьи 93 44-ФЗ

Часть 12 статьи 93 44-ФЗ

9 мая 2023 года
Изменения сроков согласования обращения о заключении контракта с единственным поставщиком
Часть 8 статьи 93 44-ФЗ
9 мая 2023 года
Новые правила расторжения контракта и включения поставщика в РНП

Часть 17.1 статьи 95 44-ФЗ

Пункт 2 части 10 статьи 104 44-ФЗ

9 мая 2023 года
Изменения в правилах ведения реестра контрактов
Часть 2 статьи 103 44-ФЗ
9 мая 2023 года
Продление сроков возможности заключения строительных контрактов «под ключ»
Часть 56 статьи 112 44-ФЗ
До 1 января 2025 года
Введение новых схем авансирования строительных контрактов «под ключ»
Часть 61.1 статьи 112 44-ФЗ
9 мая 2023 года
Продление сроков возможности поставки оборудования по строительным контрактам
Часть 63.3 статьи 112 44-ФЗ
До 1 января 2025 года
Ограничение сферы применения 44-ФЗ
Часть 74 статьи 112 44-ФЗ
до 31 декабря 2024 года

Изменения в 44-ФЗ, вступившие в силу с 29 мая 2023 года

Изменения в сфере применения 44-ФЗ
Пункт 9 части 1 статьи 1 44-ФЗ
29 мая 2023 года

Изменения в 44-ФЗ, вступающие в силу с 1 июля 2023 года

Изменения в правилах закупок у единственного поставщика
Пункт 6 части 1 статьи 93 44-ФЗ
1 июля 2023 года

Где узнать больше?

Где узнать больше?

Роль специалиста по закупкам в современных реалиях становится одной из самых главных в любой организации. Без квалифицированного специалиста по закупкам работа и заказчика, и поставщика может быть буквально парализована.

Сегодня стало возможным пройти дистанционно профессиональную переподготовку по закупкам. И НИПКЭФ предлагает такие курсы своим абитуриентам.

На сегодня специалист по закупкам становится «универсальным солдатом» — постоянно меняется закупочное законодательство, с каждым днем закупочный процесс становится все более технологичным. В этой связи таким специалистам недостаточно знать только законодательство, они должны находиться на острие технологического процесса и уметь применять на практике все новые технологии, которые внедряются в процесс закупок со все возрастающей скоростью.

НИПКЭФ ждет у себя всех тех, кто желает войти в сложную, но вместе с тем и увлекательную профессию специалиста по закупкам. Наши программы помогут вам повысить свой профессиональный уровень. На них вы получите только ту информацию, которая непосредственно касается избранной вами сферы деятельности — роли специалиста по закупкам.

НИПКЭФ — это:

  • Преподаватели с ученой степенью. 

  • НЕ абстрактная теория, а знания, нацеленные на их конкретное применение. 

  • Престижный диплом.

Приходите к нам, выбирайте наши программы обучения и займите достойное место в команде профессионалов, выбравших нас для своего обучения!


Статья подготовлена Константином Юдиным.



Не нравится

Читайте также:

Бесплатная консультация
Ваша заявка принята
Отзывы о нас
  • Отзывы в Яндекс Отзывы в Яндекс

    19+ отзывов 4,9

  • Отзывы в 2GIS Отзывы в 2GIS

    84+ отзывов 5

  • Отзывы в Zoon Отзывы в Zoon

    50+ отзывов 4,9

  • Отзывы в Отзовик Отзывы в Отзовик

    20+ отзывов 4,9