Закон о контрактной системе в области закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд государства и муниципалитетов, известный также как 44-ФЗ, регулирует порядок и условия проведения государственных и муниципальных тендеров и аукционов в России. Он постоянно совершенствуется и дополняется новыми нормами права, направленными на повышение эффективности, прозрачности и конкурентоспособности закупочной деятельности. В 2023 году вступило в силу несколько значимых изменений в этой области, затронувших разные аспекты и нормы права закупочного процесса. В статье расскажем о самых важных и интересных нововведениях в закупках в уходящем году, а также о том, как они влияют на заказчиков и исполнителей.
Требования в области экологии
Одно из ключевых изменений в 44-ФЗ касается введения экологических требований к продукции, которая закупается для нужд государства и муниципалитетов. С 1 января 2023 года заказчики обязаны представлять в контракте часть вторсырья, использующегося при изготовлении. Это касается перечня товаров, установленного Постановлением Правительства РФ от 08.07.2022 № 1224. В этот перечень входят следующие товары:
-
изделия из бумаги для повседневных и гигиенических нужд: туалетная бумага, полотенца, салфетки, платочки;
-
твердые покрытия из переработанных материалов: бордюры, тротуарная плитка;
-
мягкие покрытия из резиновой крошки: плитка и кровля;
-
мусорные контейнеры и урны;
-
органические удобрения и грунт.
Нужно учитывать, что в будущем этот перечень может расширяться. Минимальная часть вторсырья в продукции в перечне не установлена, но заказчики не должны указывать нулевую долю, так как это противоречит целям экологизации тендеров и аукционов. Поставщики, участвующие в закупках такой продукции, обязаны подтверждать наличие вторсырья в своих изделиях во время реализации поставок. Для этого можно предоставлять такие электронные документы, как электронные письма от производителя продукции, выписки из технологической документации, документацию на входной поток вторсырья. При подаче заявки на принятие участия в тендере эти электронные документы не требуются, а доля вторсырья не указывается. Если заявка отклоняется по этой причине, это является нарушением, которое можно обжаловать.
Введение экологических требований к продукции направлено на обеспечение стимулирования использования вторичных материалов в производстве, снижение негативного воздействия на окружающую среду, повышение экологической ответственности заказчиков и подрядчиков, создание условий для развития циркулярной экономики в России.
Конфликт интересов
Еще одна значительная перемена в 44-ФЗ связана с описанием конфликта интересов в процессе закупок и посвященными этому аспекту правилами. Конфликт интересов — это обстоятельства, при которых должностное лицо заказчика, его супруг (супруга) и ближайшие родственники являются:
-
физлицом (в том числе ИП), являющимся участником закупки;
-
лидером организации, участвующей в тендере или аукционе;
-
директором корпоративного юрлица, принимающего участие в тендере.
По правилам 44-ФЗ с 1 января 2023 года расширен круг лиц, которые могут быть признаны заинтересованными в результатах тендера. Ранее такими лицами считались только должностные лица и их близкие родственники, а теперь к ним добавились их супруги. Кроме того, по новым правилам конфликт интересов возникает не только при участии в закупке физлиц, но и унитарных и корпоративных юрлиц, если их руководители связаны с должностными лицами семейными отношениями.
Заказчики обязаны предотвращать конфликт интересов при проведении закупок, а также информировать об этом ФАС и общественность. Для этого нужно проверять наличие конфликта интересов у своих должностных лиц и у участников закупки. В случае, если конфликт выявлен, заказчик должен предпринять меры по его устранению, например, исключить участвующего в закупке, отменить тендер и т.д. В случае невыполнения этих правил заказчик будет привлекаться к административной ответственности в виде штрафа.
Целью ужесточения правил является обеспечение мероприятий по устранению коррупции, сговора и злоупотребления в сфере закупок, повышение доверия к закупочной системе и ее участникам.
Антидемпинговые меры
Еще одна новинка в 44-ФЗ касается применения антидемпинговых мер. Антидемпинговые меры — это мероприятия, направленные на предотвращение искажения конкуренции в тендерах за счет предложения нерыночного уровня цен на товары, работы, услуги. Эти мероприятия проводятся в случаях, когда участвующий в закупке предлагает стоимость, которая существенно ниже среднерыночной на аналогичный объект закупки. Такая стоимость объекта является признаком недобросовестной конкуренции, направленной на вытеснение других участников закупки и получение неоправданного преимущества. Антидемпинговые меры можно применять как к отдельным участникам закупки, так и к группе участников, которые действуют сговором.
С 1 января 2023 года заказчики обязаны проводить общие антидемпинговые меры в закупках по 44-ФЗ, если стоимость заявки участника тендера ниже среднерыночной на 25% и более. Размер среднерыночной стоимости объекта определяется на основе электронных данных о заключенных контрактах по аналогичным объектам закупки за последние 12 месяцев, опубликованных на официальном сайте тендера. Если электронных данных недостаточно, можно использовать другие источники информации: справочники цен, электронные каталоги товаров, официальные сайты производителей и т.д. При этом придется обосновать перед комиссией выбор источника и способ расчета размера среднерыночной стоимости.
Антидемпинговые ценовые меры заключаются в том, что заказчик обязан запросить у участника закупки, который предложил демпинговую стоимость, электронные документы, подтверждающие обоснованность такой стоимости. Это, например, документы, свидетельствующие о снижении себестоимости товара, о наличии скидок или льгот от производителя, о специфике технологического процесса и т.д. Участвующий в закупке обязан предоставить электронную документацию в течение 3 рабочих дней с момента получения запроса. Если он не предоставит электронные документы, его заявка будет отклонена комиссией, о чем он получит соответствующее извещение..
Целью введения антидемпинговых мер в 44-ФЗ является обеспечение защиты закупочной системы от искажения конкуренции, предотвращение некачественного исполнения контрактов, повышение ответственности участников тендера за свои предложения.
Контрактная деятельность
В 2023 году в законодательстве о закупках произошло несколько изменений, которые повлияли на контрактную деятельность.
-
Одно из нововведений в 44-ФЗ предусматривает, что федеральные заказчики теперь должны указывать в сведениях о выполнении контракта сумму требований об уплате штрафных санкций. Это позволяет комиссии контролировать своевременность и качество исполнения контрактов, а также привлекать подрядчиков к ответственности за нарушение обязательств. Эта норма вступила в силу с 1 января.
-
Еще одно нововведение предусматривает продление действия нормы об изменении условий краткосрочных строительных контрактов в особом порядке. Эта норма позволяет заказчикам и поставщикам вносить коррективы в контракты на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, если срок их выполнения не превышает 6 месяцев. Такие коррективы могут касаться стоимости, сроков, объемов и качества работ, а также иных условий контракта. Для этого необходимо получить согласие всех сторон контракта и зарегистрировать коррективы в ЕИС. Эта норма введена в связи с пандемией коронавируса и действовала до конца 2022 года, но в 2023 году ее срок продлен до 31 декабря 2024 года.
-
Третье изменение предусматривает, что контракты по п. 2, 6 и 17 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ с последними изменениями 2023 года теперь заключаются в единой информационной системе. В соответствии с этим заказчики обязаны публиковать на офсайте закупок данные о контрактах и об их исполнении. Это касается контрактов, заключенных по результатам:
-
конкурсов на право подписи контракта;
-
запросов предложений и условий;
-
запросов расценок;
-
электронных аукционов продукции;
-
двухэтапных конкурсов;
-
конкурентных переговоров;
-
закупок у единственного исполнителя.
Целью этого изменения является повышение прозрачности и контроля за заключением и выполнением требований контрактов, и унификация регистрации контрактов в реестре ЕИС.
Четвертое изменение предусматривает возможность реализации конкурсов на право заключать контракт и вносить отрицательные предложения по стоимости. Конкурс на право заключения контракта — это новый метод закупки, который позволяет выбирать поставщика не только по указанной стоимости, но и по другим критериям: например, уровню качества, времени выполнения. При этом заказчик имеет право определить наименьший и наибольший размер стоимости контракта, а участники предлагают свои цены в пределах этих границ. Отрицательные предложения по стоимости ниже минимального размера стоимости контракта. Они могут делаться участниками, если они готовы выполнить контракт за меньшую сумму, чем заказчик. Однако, они не должны быть ниже себестоимости товара, работы, услуги. Целью этого изменения является повышение конкурентоспособности и эффективности закупок, формирование благоприятных условий для снижения расходов бюджета.
Как узнать больше?
В связи с постоянными изменениями в требованиях законодательных органов о закупках и развитием новых технологий и методов в этой сфере, важно поддерживать и повышать свою профессиональную компетентность в данной области. Для этого существуют различные формы обучения и переподготовки специалистов по закупкам, позволяющие получить актуальные знания и навыки, необходимые для успешной работы в закупочной деятельности. Одной из таких форм является профессиональная переподготовка по закупкам дистанционно от НИПКЭФ.
Наши курсы предназначены для специалистов, уже имеющих опыт работы в области закупок или планирующих начать свою карьеру в этой области. Они охватывают все основные аспекты закупочной деятельности, такие как:
-
правовые основы закупок;
-
планирование и подготовка заявки;
-
контроль и надзор;
-
обжалование результатов перед комиссией;
-
исполнение и изменение требований контрактов;
-
электронная торговая площадка;
-
электронная подпись;
-
анализ и решение об эффективности закупок.
Вы получите не только теоретические знания, но и практические навыки, которые сможете применять в реальных ситуациях. Это имеет большое значение для повышения вашего профессионального статуса, а также полезно для участия в конкурсах на замещение вакантных должностей в сфере закупок.
Обучение доступно для всех желающих, независимо от их места жительства и занятости. Благодаря современным технологиям обучения можно изучать программу в удобное для себя время, в комфортном темпе. Одним из преимуществ дистанционного обучения является то, что оно экономит время и деньги на проезд и проживание, а также позволяет совмещать обучение с работой и другими делами.
Если вы хотите повысить свою профессиональную компетентность в сфере закупок, мы ждем вас в НИПКЭФ!