Что такое тендер, его виды

15.11.2022
Что такое тендер, его виды
Что такое тендер, его виды

Любая организация для ведения своей деятельности требует закупок разнообразных товаров и услуг. Такие закупки могут быть самыми разнообразными: разработка сайта, заказ рекламы, поставки канцтоваров и оргтехники, поставка оборудования и комплектующих, ремонт, строительство и т. д. Если такие закупки совершаются на конкурсной основе, то в этом случае говорят, что организация проводит тендер или торги на закупку необходимых для нее товаров и услуг. Само слово «тендер» не является официальным термином — на официальном языке проведение тендеров называют проведением закупочных процедур на конкурсной основе. Как следует из логики, закупочные процедуры, помимо конкурсной основы, могут проводиться и без конкурса, в этом случае они будут называться неконкурентными закупками.

В нашей статье мы расскажем о том, как проводятся тендеры, какие виды закупочных процедур существуют, каким требованиям должны соответствовать их участники, какие нормативы регулируют взаимоотношения заказчиков и поставщиков, а также об основных ошибках, которые они совершают.


Что такое тендер

Что такое тендер


Что такое тендер? Ответить можно так — это электронная игра со своими сложными, постоянно меняющимися правилами. Само это слово пришло из английского языка, в котором одно из его значений — «конкурс, заявка на подряд». Синоним этого термина — слово «торги». В настоящее время подавляющее большинство торгов проходит в электронном виде на специальных электронных торговых площадках (ЭТП), поэтому часто можно услышать словосочетания «электронные торги», «электронные закупки», «электронная торговая процедура». 

Обычно во время торгов заказчик производит выбор поставщика, сравнивая предложения нескольких претендентов и выбирая из них лучшее.


Классификации торгов

Классификации торгов


В настоящее время в России процесс закупок регулируется четырьмя основными законодательными актами:

  • закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

  • закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

  • N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»; 

  • N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в части главы 4).

Соответственно, все тендеры могут быть классифицированы по тому регулирующему документу, на который ориентируется заказчик при проведении закупки.

Если говорить коротко, то 44-ФЗ применяют организации, чье финансирование идет из бюджетов различного уровня:

  • федерального;

  • регионального;

  • муниципального.

Если на расчетный счет организации денежные средства поступают из бюджета в виде прямого финансирования или субсидий, то при размещении своих закупок такой заказчик обязан применять положения 44-ФЗ. При этом если бюджетное учреждение оказывает платные услуги сторонним заказчикам (получает внебюджетное финансирование), то помимо 44-ФЗ она применяет в своей деятельности еще и 223-ФЗ.

Пример: государственная поликлиника получила годовое финансирование из бюджета в размере 100 миллионов рублей, а также оказала платные услуги населению на сумму 20 миллионов рублей. В этом случае на закупки по 223-ФЗ она может потратить 20 миллионов рублей, а на закупки по 44-ФЗ — 100 миллионов.

Помимо указанных случаев, заказчиками по 223-ФЗ являются организации, основная цель которых состоит в извлечении прибыли: 

  • организации и предприятия с долей государственного участия более 50%, а также их дочерние и внучатые организации («дочки» и «внучки») (один из самых крупных заказчиков такого типа – ПАО «Газпром»);

  • различные государственные госкорпорации (Росатом, Русгидро, Роскосмос, Ростех и т. д.).

Впрочем, такие заказчики могут работать и по 44-ФЗ в том случае, если они будут субсидироваться из государственного бюджета. В этом случае размер закупок по 44-ФЗ может быть равен размеру субсидий из бюджета.

При этом стоит учитывать, что суммы, выделяемые на закупки, всегда будут меньше полученного финансирования, так как у организаций помимо закупок есть и другие сметы расходов:

  • зарплата персонала;

  • выплата налогов и взносов во всевозможные бюджетные и внебюджетные фонды;

  • штрафы;

  • для предприятий, извлекающих прибыль — выплаты дивидендов и т. д.

Отметим также, что по своим правилам проводятся:

  • закупки для проведения капитального ремонта в многоквартирных домах (проводятся по постановлению Правительства 615-ПП).


Система ЕИС и электронные торговые площадки

Информация по проводимым и проведенным тендерам по 44-ФЗ и 223-ФЗ  хранится на сайте единой электронной системы (ЕИС, по другому — Госзакупки).

Электронные торговые процедуры при этом проводятся на так называемых электронных торговых площадках — ЭТП. Таким образом, ЕИС — это агрегатор сведений обо всех проводимых закупках, а ЭТП — это места проведения торговых процедур. На данный момент Правительство одобрило 8 площадок, на которых происходит проведение тендеров по 44-ФЗ:

  1. Площадка Агентства по государственному заказу Республики Татарстан (АГЗРТ, zakazrf.ru)

  2. Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП, ранее — Росэлторг, roseltorg.ru)

  3. Площадка Госзаказа Российского аукционного дома (gz.lot-online.ru)

  4. ТЭК-Торг (tektorg.ru)

  5. Электронные торговые системы (входит в консорциум ЭТС «Фабрикант», etp-ets.ru)

  6. Сбербанк - Автоматизированная система торгов (Сбербанк-АСТ, sberbank-ast.ru)

  7. РТС-тендер (rts-tender.ru)

  8. Электронная торговая площадка ГПБ (ЭТП ГПБ, etpgpb.ru)

Заказчик вправе выбрать любую площадку для проведения на ней своих закупок по 44-ФЗ. Так, закупки группы Сбера, что логично, проходят на площадке Сбербанк-АСТ, но помимо Сбера там проводят  свои закупки «Почта России» и «Транснефть». На площадке ТЭК-Торг проводят свои закупки «РЖД» и «Роснефть», на площадке ЭТС — корпорация «Росатом», и т. д.

Секции с торгами по 223-ФЗ есть и на 8 указанных площадках, но помимо них на этом рынке существует еще более сотни игроков, на площадках которых заказчики могут размещать свои тендеры по 223-ФЗ.

Торги по Гособоронзаказу проходят на единственной площадке — ЭТП АСТ ГОЗ.

Торги частных заказчиков также могут проводиться на электронных площадках. При этом сведения о таких закупках заказчик в ЕИС не загружает. Решение о том, как компания будет выбирать своих поставщиков, принимается ее руководством и отражается в Положении о закупках. Регистрироваться на электронных площадках при этом необязательно, но тенденция прослеживается с очевидностью — помимо секций с торгами по 44-ФЗ и 223-ФЗ на большинстве площадок уже есть так называемые коммерческие секции, на которых размещают свои закупки частные компании.


Виды тендеров

Виды тендеров


На данный момент закон № 44-ФЗ определяет 3 типа закупочных процедур:&

  • аукцион;

  • конкурс;

  • запрос котировок.

В законе № 223-ФЗ к этим трем видам добавляется еще один:

  • запрос предложений.

При этом под аукционом понимается тендер, победитель которого является тот участник, который предложит наиболее низкую цену договора или контракта. Во время аукциона участники видят предложения своих конкурентов и могут понижать цену в соответствии с установленным шагом аукциона.

Заказчики, работающие по 44-ФЗ, при проведении аукциона руководствуются т. н. аукционным перечнем (распоряжение Правительства №471-р), в котором указаны товары и услуги, закупать которые необходимо исключительно на аукционе. При этом на аукционе они могут организовывать тендеры по закупке других, не входящих в этот перечень наименований.

Запрос котировок — это тендер, во время которого участники отправляют свои ценовые предложения однократно в виде котировочных предложений. Так же, как и при аукционе, победителем тендера становится участник, предложивший наименьшую цену контракта. Единственное отличие — участники не видят предложения своих конкурентов, а заказчик определяет победителя после вскрытия конвертов всех участников.

Во время проведения конкурса критериев для выбора победителя тендера может быть несколько, при этом цена предложения далеко не всегда играет решающую роль. Критериями для выбора поставщика или подрядчика могут стать: 

  • его деловая репутация; 

  • опыт заключения аналогичных договоров с другими заказчиками; 

  • а также его стабильное финансовое положение; 

  • условия оплаты (например, заказчик может выбрать более дорогое предложение, но с отсрочкой платежа, при этом отклонив более дешевое предложение с предоплатой).

Если заказчик работает по 223-ФЗ, то критерии, по которым выбирается победитель тендера на основе конкурса, указываются в Положении о закупках. Здесь заказчикам предоставлена большая свобода действий, чем заказчикам, работающим по 44-ФЗ. При закупках по 44-ФЗ заказчик руководствуется критериями выбора победителя конкурса, указанными в постановлении Правительства № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг...».

Запрос предложений — аналог конкурса с упрощенным порядком его проведения.


По формам проведения

По форме проведения все тендеры могут делиться на:

  • проводимые в открытой форме; 

  • проводимые в закрытой форме.

Открытые тендеры – самый распространенный вид тендеров, хотя с недавних пор количество открытых процедур резко сократилось. Информация о таком тендере является общедоступной и размещается заказчиком на своем сайте и на сайте единой информационной системы (ЕИС, Госзакупки). Таким образом, любой желающий может изучить информацию о таком тендере и по желанию принять в нем участие.

Закрытые тендеры — в отличие от открытых, тендеры, информация о которых не является общедоступной. До недавних пор основным критерием, по которому тендер становился закрытым — наличие в закупке сведений о государственной тайне. Когда сведения о государственной тайне содержатся в документации о закупке, то извещение о таком тендере без документации размещается в ЕИС. Если сама информация о проведении процедуры является гостайной, то тогда извещение о нем в ЕИС не публикуется.

Для закона №223-ФЗ случаи, когда заказчик обязан применить закрытые способы закупок, регулируются частью 15 статьи 4 указанного закона. Для заказчиков, работающих по 44-ФЗ — частью 11 статьи 24 этого закона.

Помимо этого существует ряд распоряжений правительства (см. также) об утверждении списков закупаемой продукции, информация о которых всегда является закрытой.

С 1 января 2022 года закрытыми стали закупки:

  • Министерства обороны РФ;     

  • Службы внешней разведки;

  • Федеральной службы безопасности;

  • Росгвардии;

  • Федеральной службы охраны.

После событий конца февраля 2022 года ряд российских компаний попали под санкции недружественных стран. В связи с этим, организации, работающие с такими компаниями-заказчиками, в свою очередь сами стали подвергаться рискам столкнуться с ограничительными мерами. Решением этой проблемы стало закрытие всех закупок российских подсанкционных компаний. Информацию о своих закупках на корпоративных сайтах и в ЕИС перестали размещать около 3 тысяч юридических лиц, на долю которых приходится около 50% от общего объема закупок госкомпаний.

При проведении закрытого тендера он может загружаться на так называемые специализированные площадки (а может и не загружаться). Есть закрытые тендеры, которые видят все аккредитованные на спецплощадке организации (извещение о которых размещено в ЕИС) — в таких процедурах могут принять участие все увидевшие ее участники. Но также есть тендеры, которые никто не видит. В этом случае заказчик рассылает приглашения потенциальным поставщикам с предложением принять участие в процедуре. Сам поставщик при этом должен соответствовать некоторым требованиям. Например, иметь допуск на работу со сведениями, содержащими государственную тайну.

Если тендер загружен на специализированную площадку, это означает, что он проводится в электронной форме. До недавнего времени все закрытые электронные процедуры размещались исключительно на площадке ЭТП АСТ ГОЗ. С увеличением числа закрытых процедур после февраля 2022 года спрос на такие специализированные площадки возрос, и с ноября 2022 года в число специализированных площадок вошло еще две:


По способам проведения

По способам проведения все тендеры могут делиться на:

  • конкурентные; 

  • и неконкурентные.

Под конкурентными торгами понимают торги, проводимые на состязательной основе между претендентами. Неконкурентные процедуры обычно проводятся без конкурса среди участников, но в то же время они могут иметь свои нюансы.

Конкурентные торги по 44-ФЗ

Как уже говорилось, конкурентные торги подразумевают состязательную составляющую между несколькими претендентами на поставку. Такие тендеры могут быть как открытыми, так и закрытыми. К открытым торгам допускается неограниченное количество участников. При закрытых тендерах круг участников, допущенных к подаче заявок, определяет заказчик.

Неконкурентные торги: как закупают без торгов по 44-ФЗ

Согласно 44-ФЗ к неконкурентным способам закупки относится только один тип процедур — закупка у единственного поставщика.

Закупки такого рода регулирует статья 93 44-ФЗ. Часть 1 этой статье указывает на более чем 50 оснований, когда закупка может проводиться без тендера. Но самое частое из этих оснований — закупка до 600 тысяч рублей (так называемые малые закупки).

Довольно новая тенденция в работе с малыми закупками — закупка у единственного поставщика через электронный магазин. При этом существует два варианта схемы работы:

  1. Заказчик публикует в специальном сервисе (маркете) объявления о своих малых закупках и принимает предложения от потенциальных поставщиков. Выбрав среди них одного, предложившего лучшие условия, заказчик заключает с ним договор о закупке. Такой вариант является более быстрым и удобным аналогом обычного тендера, проводимого на электронных площадках. Формально же закупка проводится как малая неконкурентная процедура. 

  2. Заказчик выбирает поставщика самостоятельно, выбирая размещенные на маркете поставщиками товары и услуги, по аналогии с тем, как выбирают товары пользователи интернет-магазинов.

По другим основаниям сумма закупки у единственного поставщика не ограничена. Те же самые коммунальные услуги заказчики могут закупать на сотни миллионов рублей, ввиду того, что подавляющее большинство организаций топливно-энергетического комплекса являются монополистами в своих регионах.

Как и в случае с конкурентными процедурами, закупки у единственного поставщика могут быть и открытыми, и закрытыми.

Конкурентные торги по 223-ФЗ

Конкурентные торги в электронной форме по 223-ФЗ аналогичны конкурентным электронным торгам по 44-ФЗ. Единственное отличие от 44-ФЗ — видов таких процедур имеется четыре, а не три:

  • аукцион;

  • запрос котировок;

  • конкурс;

  • запрос предложений.

Так же, как и в тендерах по 44-ФЗ, такие процедуры могут быть открытыми и закрытыми.

Также 223-ФЗ закон оставляет за заказчиком определить иные конкурентные виды закупок, прописав их и критерии их выбора в своем Положении о закупках. Например, таким тендером может стать процедура с предварительным квалификационным отбором участников. В этом случае заказчик предварительно проводит отбор среди поставщиков, решая кого из них он допустит до участия в основном конкурсе.

Неконкурентные торги по по 223-ФЗ

Здесь так же, как и в закупках по 44-ФЗ, можно проводить процедуры по закупке у единственного поставщика, а также проводить малые закупки через электронный магазин.

В отличие от 44-ФЗ, 223-ФЗ не содержит критериев того, когда могут осуществляться такие закупки, и заказчик сам прописывает их в своем базовом документе — Положении о закупках.    

Согласно 223-ФЗ помимо закупок у единственного поставщика, могут быть и иные неконкурентные способы закупки — например, когда нужно закупить продукцию конкретного производителя. При этом участвовать в тендере несколько претендентов, например, дистрибьюторов определенного производителя. Такие процедуры по сути своей являются конкурентными, но закон рассматривает эту ситуацию иначе.


Электронные и «бумажные» тендеры

Строго говоря, электронным тендером называется тендер, который проводится через электронную торговую площадку. Все остальные способы проведения процедур могут называться бумажными, даже если обмен сообщениями между заказчиком и поставщиком происходит в электронной форме.

Чаще всего с такими бумажными конкурсами сталкиваются организации, работающие с 223-ФЗ. В своем Положении о закупках заказчик может указать, что заявки по тендерам, опубликованным на ЭТП, могут приниматься и через его систему электронного документооборота (ЭДО), либо напрямую путем отправления сообщения на электронную почту ответственного лица. Также эти сообщения можно продублировать отправкой в адрес закупочной комиссии бумажного пакета с предложением по выбранному тендеру. В 223-ФЗ ограничения на способ отправки предложений выбирает лишь сам заказчик.

В торгах по 44-ФЗ все предложения необходимо делать через ЭТП, на которой был опубликован тендер. Единственное исключение из этого правила – закрытые процедуры. В этом случае, если заказчик объявил закрытый тендер и не разместил ее на специализированной торговой площадке, то предложения по нему могут пересылаться бумажными конвертами почтовыми или курьерскими отправлениями.

Аналогично обстоит ситуация и с закрытыми торгами по 223-ФЗ. Если закрытый тендер не размещен на спецплощадке, заказчик может потребовать, чтобы все предложения отправлялись ему в бумажном виде.


По источнику финансирования

По источнику финансирования все тендеры можно разделить на бюджетные и внебюджетные.

Тендеры с бюджетным финансированием оформляются по требованиям 44-ФЗ. Тендеры с внебюджетным финансированием, в зависимости от заказчика, оформляются либо по 223-ФЗ, либо считаются коммерческими процедурами.


Как стать участником торгов

Как стать участником торгов


Стать участником торгов и просто, и сложно одновременно. Для участия в торгах по 44-ФЗ поставщик для начала должен зарегистрироваться в ЕИС в качестве участника закупок. Подробные инструкции того, как это можно сделать приведены на сайте ЕИС.


Подготовка к тендеру

Подготовка к тендеру в общем случае состоит из:

  • подготовки предложения по заявке;

  • подготовки необходимых для заказчика документов (свидетельств, справок, выписок, бухгалтерской отчетности и т. д.)

  • в случае необходимости — отправки заказчику запросов на разъяснение спорных моментов в документации.


Регистрация на электронных торговых площадках

После регистрации в ЕИС сведения о поставщике автоматически попадут в Единый реестр участника закупок (ЕРУЗ), а оттуда подгрузятся на 8 площадок, аккредитованных для ведения торгов по 44-ФЗ. Далее поставщик должен выбрать конкретную площадку, на которой проводит торги заказчик, с которым он хочет работать, и пройти там аккредитацию. После чего дорога к работе с госзаказом для него будет открыта! Остается только выбрать оптимальный тариф и начать участвовать в тендерах.

Для участия в закрытых торгах, помимо прочего, необходимо получить аккредитацию на специализированной площадке. Для участия в торгах по ГОЗ — на площадке ЭТП АСТ ГОЗ. До недавнего времени ЭТП АСТ ГОЗ была также единственной спецплощадкой для работы с закрытыми тендерами, но, как уже говорилось выше, с ноября 2022 года таких площадок стало три.

Для участия в закупках по 223-ФЗ поставщику достаточно зарегистрироваться и получить аккредитацию на той электронной площадке, на которой заказчик, с которым он хочет работать, размещает свои тендеры. Регистрироваться в ЕИС при этом ему не нужно.


Обеспечение заявки и открытие спецсчета

Часто заказчики требуют от поставщика обеспечения заявки для подтверждения своих твердых намерений принять участие в конкурсе. Без такого обеспечения часто бывали случаи, когда поставщики отзывали свои заявки, отказываясь заключать с заказчиками контракт. Это вынуждало заказчиков заново проводить тендер, что выливалось в потерю времени и финансов.

Обеспечение заявки — это средства поставщика, замороженные на специальном счете. Спецсчет можно открыть в одном из банков, перечень которых приведен в распоряжении Правительства №1451-р. Использовать основной счет в качестве специального нельзя. Впрочем, если у поставщика уже открыт счет в одном из банков, уполномоченном открывать спецсчета для торгов, то открыть спецсчет в этом же банке для него не составит труда.

Размер обеспечения не может превышать 5% от суммы заявки. Сумму обеспечения по каждому тендеру определяет заказчик. Нужно сказать, что помимо внесения собственных средств на спецсчет, поставщик может использовать банковскую гарантию. Банк взимает плату за предоставление гарантии, но поставщик при этом получает преимущество, не замораживая свои средства.

Средства возвращаются поставщику: 

  • если его заявка проиграла или заказчик отказался от проведения тендера; 

  • если он отозвал заявку до момента завершения подачи предложений; 

  • после того, как он заключил договор или контракт по итогам выигранной процедуры.

Если участник тендера отзывает заявку после завершения подачи предложений или после того, как его определили победителем, то замороженные средства отправляются на счет заказчика.

Особо стоит отметить, что у поставщика также могут требовать гарантию исполнения им договора или контракта, а это уже до 30% от его суммы. Также спецсчет, открытый в банке ПСБ, необходим для поставщиков, работающих с Гособоронзаказом.


Подача заявки

Подача заявки — конечный и самый ответственный этап участия в процедуре тендера со стороны претендента. Подать заявку позже указанного в описании закупки срока не получится. Если заявка подается на ЭТП, то сама заявка и все документы, входящие в эту заявку, подписываются электронной подписью участника закупки. Без такой подписи система не примет поданные документы. После того, как заявка подана, от претендентов уже ничего зависит. Их судьба теперь находится в руках закупочной комиссии, рассматривающих поданные во время процедуры тендера заявки.


Проведение тендера и заключение контракта

Со стороны заказчика определение поставщика — не первый и не последний этап проведения тендера. Открытая конкурентная процедура закупки состоит из нескольких этапов:

  • размещение плана закупок — обычно такой план размещают на текущий календарный год;

  • размещение тендера в ЕИС на ЭТП;

  • прием заявок, определение победителя;

  • заключение договора (при закупке по 223-ФЗ) или контракта (при закупке по 44-ФЗ) с победителем и размещение его в ЕИС;

  • контроль исполнения договора;

  • приемка и экспертиза поставленной продукции или услуг;

  • загрузка в ЕИС актов приемки и результатов экспертизы по результатам исполнения договора.


Ошибки новичков при участии в тендерах

Ошибки новичков при участии в тендерах


Самые распространенные ошибки участников тендера: 

  • неправильно заполненная документация;

  • отсутствие необходимых документов в заявке (претендент может заполнить коммерческую часть и проигнорировать остальные разделы закупочной документации);

  • несоблюдение сроков подачи заявки.

Все это ведет к отклонению заявки или даже к невозможности ее подачи. Такие ошибки досадны, но не критичны для поставщика. Кроме потерянной потенциальной прибыли, что тоже весьма чувствительно, претендент не сталкивается ни с какими другими последствиями.

Более серьезный случай — это максимальное занижение цены тендера в попытке выиграть его любой ценой. Часто довольно сложные и объемные по списку работ и услуг тендеры не приносят его победителю никакой прибыли по причине занижения им цены контракта. С экономической точки зрения для поставщика выполнять его бессмысленно и ведет к напрасному расходу сил и средств.

Другой вариант — заключение контракта на поставку импортной техники. Из-за скачков курса валют исполнение контракта может стать невыгодным. Но, в любом случае, отказ от выполнения уже заключенного контракта несет еще большие неприятности — такую компанию вносят в реестр недобросовестных поставщиков и на 2 года лишают права участвовать в закупках. Помимо этого, с такой компании могут взимать неустойку, а его руководство оштрафовать.

Рассчитывать свои риски при заключении контрактов и договоров критически важно для любой компании, и уж тем более, для новичков.


Итог

Итог


Участие в тендерах при необходимой осмотрительности — отличный способ найти новых заказчиков, а также поднять статус компании. С другой стороны, это сложный процесс, требующий от его участников высокой квалификации. Для поставщиков этот фактор становится критически важным, поскольку за большими возможностями стоят и большие риски получить штрафные санкции. Поэтому если компания собирается принимать участие в тендерах, ей необходимо обучение на специалист по тендерам.

НИПКЭФ проводит курсы переподготовки, которые дают сотруднику необходимые знания о том, как: 

  • оценивать риски и находить в тендерной документации «подводные камни»;

  • рассчитывать цену контракта; 

  • участвовать в тендерах; 

  • выигрывать их; 

  • заключать договора.

Такой специалист необходим в каждой компании, участвующей в закупках. Кроме того, в законодательство о закупках постоянно вносятся изменения, что делает эту отрасль динамично меняющейся средой. Поэтому мы рекомендуем проходить обучение в области закупок действующим специалистам, как минимум, ежегодно.

Наше обучение также могут пройти и специалисты, занятые в контрактной службе заказчика. Изучив все тонкости и нюансы работы в закупках, вы будете чувствовать себя уверенно и на стороне заказчика, и на стороне поставщика.

НИКПЭФ ждет у себя всех тех, кто в своей деятельности связан со сферой закупок. Мы призываем всех повышать свои компетенции и стремиться вперед к новым свершениям и вершинам. Работа в закупках — отличная возможность стать высококлассным и востребованным специалистом. Не нужно думать, что таких специалистов имеется огромное множество. Возможно, это и так, но именно высококлассных специалистов, умеющих отследить и применить в своей работе все последние новшества — не так уж и много.

Приходите в НИПКЭФ, проходите наши курсы по закупкам, совершенствуйтесь и поднимайтесь к новым вершинам!


Статья подготовлена Константином Юдиным.


Не нравится

Читайте также:

Бесплатная консультация
Ваша заявка принята
Отзывы о нас
  • Отзывы в Яндекс Отзывы в Яндекс

    28+ отзывов 5

  • Отзывы в 2GIS Отзывы в 2GIS

    107+ отзывов 5

  • Отзывы в Zoon Отзывы в Zoon

    64+ отзывов 4,9

  • Отзывы в Отзовик Отзывы в Отзовик

    24+ отзывов 4,9