Российское законодательство о закупках является весьма обширным и сложным. Оно состоит из множества законодательных и подзаконных актов. Тем не менее в его основе выделяют два основополагающих документа:
-
Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» («О госзакупках»);
-
Закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (условно – о корпоративных закупках).
Именно эти два ФЗ являются тем фундаментом, на котором основывается вся система государственных закупок в России. Стоит отметить, что многие частные заказчики принимают 223-ФЗ и 44-ФЗ в качестве своего ориентира при ведении ими своей закупочной деятельности. Во многом это оправдано. Зачем изобретать велосипед, если можно взять действующие наработки, выбрать из них наиболее подходящие и применить их в своей деятельности?
В чем главные отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ
Говоря об отличиях 44-ФЗ от 223-ФЗ, в первую очередь, следует сказать об объеме самих документов. 44-ФЗ является исчерпывающим списком инструкций для работы и заказчиков, и поставщиков. В законе отражены все аспекты процесса закупок, которые не оставляют заказчику никакой свободы маневра. 44-ФЗ описывает:
-
правила размещения торговых процедур;
-
требования к заказчику;
-
алгоритм работы закупочной комиссии и правила определения победителя тендера;
-
типы проводимых закупочных процедур;
-
критерии закупок у единого поставщика;
-
правила заключения и исполнения контрактов.
223-ФЗ — скорее, рамочный документ. По своему объему он на порядок меньше 44-ФЗ — 20 действующих на данный момент статей у 223-ФЗ против более чем 80-ти действующих статей у 44-ФЗ. Причем одна только статья 93 ФЗ о госзакупках по объему превышает весь 223-ФЗ. Большую часть требований к поставщикам, правила и критерии определения победителей процедур закупки, основания проведения конкурентных и неконкурентных процедур — всё это и многое другое отнесено к зоне ответственности заказчика.
Для проведения закупок по 223-ФЗ заказчик разрабатывает и утверждает своё Положение о закупках, в котором описывает все нюансы своей закупочной деятельности. В этом смысле на нем лежит большая ответственность — если заказчик, работающий по 44-ФЗ лишь строго следует уже существующим инструкциям, то заказчик, работающий по 223-ФЗ, сам разрабатывает правила игры. При этом, естественно, возрастает шанс того, что разработанное Положение будет противоречить действующему законодательству, что может обернуться для него негативными правовыми последствиями. Этот факт предъявляет к организаторам закупок по 223-ФЗ и их ответственным сотрудникам не меньшие, а возможно даже и большие требования по сравнению с их коллегами, работающими по 44-ФЗ.
Кто работает по 223-ФЗ и 44-ФЗ
Кратко говоря, 44-ФЗ регламентирует закупки организаций напрямую финансируемых государством. Если организация имеет бюджетное финансирование или получает субсидии из бюджета любого уровня, то свои закупки она ведет согласно 44-ФЗ.
Если же организация в своем акционерном или уставном капитале имеет долю государственного участия размером более 50% и при этом нацелена на извлечение прибыли (коммерческая организация с государственным участием), то тогда свою закупочную деятельность она ведет согласно 223-ФЗ. Примеры таких организаций: многочисленные госкорпорации, «Газпром», «Роснефть», различные государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП и МУП).
На частные организации или на организации, в которых государство имеет долю менее 50%, 223-ФЗ и 44-ФЗ не распространяются.
Таблица основных отличий
Закон № 44-ФЗ |
Закон № 223-ФЗ |
Основной документ, на который ориентируется заказчик | |
44-ФЗ |
Положение о закупках 223-ФЗ |
Источник финансирования закупки |
|
Бюджетные средства |
Собственные средства организации |
Привилегированные участники закупок |
|
СМП СОНКО Организации инвалидов Организации уголовно-исправительной системы |
МСП |
Название соглашения, заключаемого между поставщиком и заказчиком |
|
Контракт |
Договор |
Виды конкурентных процедур |
|
Аукцион Котировочная заявка Конкурс
|
Аукцион Котировочная заявка Конкурс Запрос предложений |
Виды неконкурентных процедур |
|
Закупка у единственного поставщика |
Закупка у единственного поставщика
Иные процедуры согласно Положению |
Требования, предъявляемые к участнику закупки |
|
Согласно статье 31 44-ФЗ |
Положение о закупках |
Регулирование процедуры закупки у единственного поставщика |
|
Согласно статье 93 44-ФЗ |
Согласно Положению о закупке |
Необходимость регистрации поставщика в ЕИС (Госзакупки) |
|
Нужна |
Нужна только для участия в закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) |
Документы, загружаемые заказчиком в ЕИС при осуществлении закупки | |
Извещение о закупке |
Извещение о закупке
Закупочная документация |
Как происходит обеспечение заявки |
|
Спецсчет
Независимая банковская гарантия |
Счет на ЭТП
Независимая банковская гарантия |
Как происходит обеспечение контракта/договора |
|
Перевод средств на счет заказчика
Независимая банковская гарантия |
Согласно Положению о закупке, конкурсной документации |
Где хранятся открытые сведения о заключенных контрактах и договорах |
|
В ЕИС и на электронной торговой площадке (ЭТП), где проходила закупка |
НА ЭТП, где проходила закупка |
Кто является заказчиком?
Заказчиками по 44-ФЗ являются организации, получающие финансирование из различных бюджетов:
-
федерального;
-
регионального;
-
муниципального.
Соответственно, заказчиками по 44-ФЗ являются организации, основными целями деятельности которых не является извлечение прибыли:
-
федеральные органы власти;
-
органы власти субъектов Российской Федерации;
-
муниципалитеты;
-
различные бюджетные ведомства и учреждения;
-
все остальные организации, получающие финансирование или субсидии из бюджета.
Заказчиками по 223-ФЗ являются организации с долей государственного участия более 50%, основная цель деятельности которых состоит в извлечении прибыли, а также:
-
дочерние и внучатые компании таких организаций (например, Газпром и его дочерние организации);
-
различные госкорпорации (Росатом, Роскосмос, Роснефть и т. д.);
-
субъекты естественных монополий (РЖД, Россети и т. п.).
При этом нужно понимать, что если у какой-либо организации имеются свои собственные средства, полученные ей самостоятельно, а не из бюджета, то такие организации могут заключать договора с поставщиками по 223-ФЗ. Пример: школа является бюджетным учреждением, но она оказывает дополнительные услуги, организуя дополнительные занятия в виде кружков и секций, а также предлагая услугу продленного дня — деньги, полученные от такой деятельности, могут быть использованы для «коммерческих» закупок по 223-ФЗ. Единственное, что нужно для этого сделать — разработать и утвердить свое Положение о закупках.
И, наоборот, коммерческая организация, получившая субсидии из бюджета, заключает контракты с поставщиками на сумму таких субсидий с соблюдением норм 44-ФЗ, но не привычного для нее 223-ФЗ.
Кто является поставщиком?
В настоящий момент поставщиками по 44-ФЗ и 223-ФЗ могут быть:
-
юридические лица;
-
физические лица (индивидуальные предприниматели и самозанятые (плательщики налога на профессиональный доход).
223-ФЗ дает уникальное определение того, кто такой участник закупки. В нем говорится о том, что участником закупки может быть как отдельное лицо, так и группа лиц, выступающих коллективно. Следовательно, согласно 223-ФЗ, поставщиками могут быть:
-
отдельные поставщики (юридические и физические лица);
-
коллективные поставщики (группа юридических или физических лиц).
При этом возможность совместного участия нескольких лиц в процедуре закупки по 223-ФЗ должна прописываться заказчиком в его Положении о закупках. Также такие сведения дублируются непосредственно в закупочной документации.
Кто является привилегированными участниками?
В настоящий момент в России действуют существенные меры поддержки малых и средних предпринимателей (МСП), а также т. н. социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО). В частности, заказчики по 44-ФЗ должны заключать контракты с субъектами малого предпринимательства (СМП) и СОНКО на сумму не менее, чем 25% от общего объема их годовых закупок. При этом такие контракты заключаются по итогам:
-
закупки, в которой могут принимать участие только СМП и СОНКО;
-
обычной закупки, в тендерной документации которой приведено условие привлечь к исполнению контракта в качестве субподрядчиков СМП или СОНКО.
Для заказчиков по 223-ФЗ действуют похожие правила, приведенные в Постановлении Правительства от 11 декабря 2014 г. №1352. Они обязаны отдавать, как минимум, 25% от своих закупок не только малым предпринимателям, но также включать в такие закупки и средних предпринимателей. При этом СОНКО в таких требованиях для заказчиков по 223-ФЗ не указаны. Т. о. заказчики по 223-ФЗ отдают 25% своих заказов МСП. Это очень важный факт, который должны учитывать все потенциальные поставщики. При этом нужно очень внимательно следить за тем, чтобы не ошибиться в интерпретации двух очень похожих аббревиатур — МСП и СМП.
Организация закупок при этом такая же, как и при применении 44-ФЗ: заказчики могут отдавать часть своих закупок только субъектам СМП, а также создавать процедуры, в которых СМП должны быть привлечены в качестве субподрядчиков.
Другими привилегированными участниками закупок по 44-ФЗ являются:
В том случае, если объем закупаемых по 44-ФЗ услуг или товаров заранее не определен, среди поставщиков проводится ценовой конкурс, в котором они указывают не общую стоимость всего лота, а только цену, по которой участники согласны поставить единицу продукции. Пример: муниципальная столовая закупает картофель, при этом свою потребность она не указывает. Поставщики предлагают только свою цену за килограмм/тонну продукции, и контракт заключают по итогам цены, но не общей суммы.
Если по итогам такого конкурса заключается контракт с организацией инвалидов или УИС, то предложенная ими цена за единицу продукции увеличивается на 15%. При этом такая цена не может превышать установленную заказчиком максимальную цену или начальную максимальную цену контракта (НМЦК).
Распоряжение Правительства от 8 декабря 2021 г. №3500-р утверждает перечни товаров, при заключении контрактов на поставку которых по 44-ФЗ, указанные два типа организаций пользуются преимуществами.
Способы проведения закупок
В настоящее время все закупки, проводимые и по 44-ФЗ и 223-ФЗ могут быть:
-
открытыми и закрытыми;
-
конкурентными и неконкурентыми;
-
электронными и неэлектронными.
Открытые и закрытые закупки
Если информации о закупке общедоступна, то тогда говорят о том, что закупка осуществляется в открытой форме. Если информация или часть информации о закупке недоступна всем желающим, то тогда говорят о том, что закупка проводится в закрытой форме. Чаще всего информация о закупочной процедуре и контракте, заключенном по ее итогам, является закрытой, если она содержит сведения о государственной тайне. Также с недавнего времени закрываться стала информация о закупках и заключенных контрактах всех подсанкционных российских компаний, работающих как по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ.
Случаи, когда заказчик обязан применить закрытые способы закупок, регулируются частью 15 статьи 4 223-ФЗ и частью 11 статьи 24 44-ФЗ.
Конкурентные и неконкурентные закупки
Под конкурентными процедурами понимают торги между претендентами, проводимые на состязательной основе. Неконкурентные процедуры обычно проводятся без конкурса, в то же время их проведение может иметь свои нюансы.
Контракты по итогам закупочных процедур согласно 44-ФЗ заключаются после проведения:
-
аукциона;
-
запроса котировок;
-
конкурса.
Для процедур, проводимых по 223-ФЗ к трем указанным процедурам добавляется еще одна — запрос предложений.
Наиболее часто применяемый вид неконкурентных процедур — закупка у единственного поставщика. Процесс заключения контракта с единственным поставщиком по 44-ФЗ регулирует статья 93 этого закона. Самое популярное основание проведения такой закупки — начальная цена контракта меньше 600 тысяч рублей (малая закупка). Основания для закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ заказчик излагает в своем Положении о закупках. Также в своем Положении о закупках заказчик по 223-ФЗ, в отличие от заказчика по 44-ФЗ, помимо заключения договора с единственным поставщиком, имеет право указать иные способы неконкурентных закупочных процедур.
Относительно недавнее нововведение — проведение закупок у единственного поставщика по 223-ФЗ и по 44-ФЗ не путем проведения стандартной процедуры закупок, а путем размещения таких закупок в специальных электронных магазинах. В частности, федеральные заказчики проводят свои малые закупки на Едином агрегаторе торговли «Березка». Заказчики Москвы — на портале поставщиков Москвы, Санкт-Петербурга — в электронном магазине АИС ГЗ. Такие же электронные магазины есть и для заказчиков из других регионов, а также на многих крупных электронных торговых площадках.
Как и где проходят торги?
Место проведения большинства закупочных процедур — электронные торговые площадки (ЭТП) или электронные магазины. В этом случае закупка будет называться проводимой в электронной форме (электронной закупкой). Если закупка проходит вне электронной площадки, например, при закрытом конкурсе, то тогда такая процедура будет называться проводимой в неэлектронной форме. При этом будет не важно, использовались при этом электронные средства связи (email, ЭДО) или нет.
Какие ЭТП используются для проведения закупок?
Для проведения открытых торгов по 44-ФЗ используется 8 одобренных Правительством площадок:
-
Площадка Агентства по государственному заказу Республики Татарстан (АГЗРТ, zakazrf.ru).
-
Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП, ранее — Росэлторг, roseltorg.ru).
-
Площадка Госзаказа Российского аукционного дома (gz.lot-online.ru).
-
ТЭК-Торг (tektorg.ru).
-
Электронные торговые системы (входит в консорциум ЭТС «Фабрикант», etp-ets.ru).
-
Сбербанк-Автоматизированная система торгов (Сбербанк-АСТ, sberbank-ast.ru).
-
РТС-тендер (rts-tender.ru).
-
Электронная торговая площадка ГПБ (ЭТП ГПБ, etpgpb.ru).
Для проведения своих торгов заказчик вправе выбрать любую из этих 8 площадок. Также на этих же площадках проводятся все торги для МСП по 223-ФЗ.
Закупки по 223-ФЗ проводятся, в том числе, и на 8 указанных площадках, но кроме них существует еще более сотни ЭТП, на которых размещают свои закупки множество предприятий и организаций-заказчиков по 223-ФЗ.
Закрытые торги и по 223-ФЗ, и по 44-ФЗ с ноября прошлого года проводятся на трех площадках:
Временной регламент
Одно из главных требований к поставщику при подаче своего предложения — подать его строго в срок, установленный заказчиком. После окончания этого срока подать свое предложение на электронной площадке будет невозможно.
Закон 44-ФЗ устанавливает заказчику предельные сроки для:
-
рассмотрения заявок;
-
принятия решения о допуске заявок;
-
определения победителя конкурса;
-
опубликования протокола по результатам процедуры закупки.
Такие сроки указаны для каждой из разновидности процедур. Например, если закупка осуществляется путем проведения электронного конкурса, заказчику дается два рабочих дня на рассмотрение первых частей заявок (коммерческой части), два рабочих дня на рассмотрение вторых частей заявок (технической, а также с указанием квалификации поставщика), и один рабочий день для публикации окончательного протокола.
При работе по 223-ФЗ регламент рассмотрения заявок прописывается заказчиком в своем Положении о закупках.
Какая электронная подпись нужна для участия?
Для участия в электронных закупках и по 223-ФЗ, и по 44-ФЗ необходима усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП). С 1 января 2022 года КЭП стала выдаваться ФНС, но не во всех ее отделениях, а только в некоторых. Иногда такие отделения могли находиться вдалеке от места жительства тех лиц, которым необходимо было получить электронную подпись. В связи с этим правом выдачи КЭП наделили также 7 доверенных лиц удостоверяющего центра ФНС (УЦ ФНС):
-
ПАО «Сбербанк»;
-
АО «Аналитический цент» (УЦ «Основание»);
-
ПАО «Банк ВТБ»;
-
АО «ЕЭТП» (ранее — Росэлторг);
-
АО «Тинькофф Банк»;
-
АО «Электронная Москва»;
-
ПАО «Промсвязьбанк».
Подпись должны получать руководители участвующих в торгах и по 223-ФЗ, и по 44-ФЗ компаний, а с 1 сентября 2023 года — и сотрудники, подписывающие предложения электронной подписью организации, которая содержит сведения о лице, действующем от ее имени по доверенности. Ранее такая доверенность выдавалась на бумажном бланке и подписывалась руководителем компании, после чего сотрудник мог загружать скан доверенности в свой личный кабинет на электронной площадке. Такие сканы прикладывались и к конкурсной документации поставщика, после чего подписывались электронной подписью наравне с другими документами конкурсной заявки.
С 1 сентября 2023 года такие действующие по доверенности лица должны подписывать отправляемые им документы своей собственной КЭП, но для того, чтобы это сделать, они должны будут иметь машиночитаемую доверенность (МЧД), подписанную КЭП руководителя организации. Технически эта доверенность будет являться xml-файлом утвержденного формата, прикрепляемым к закупочной документации вместо скана бумажной доверенности.
Процедура выдачи и оформления подписи в ФНС является бесплатной, у доверенных лиц УЦ ФНС — платной. Но для получения КЭП нужен специальный защищенный флеш-носитель — токен. За получение токена придется платить. Впрочем, имеется возможность установить сертификат электронной подписи на старый носитель по истечении срока действия установленного на нем сертификата КЭП.
Стандартная КЭП подходит для участия в торгах на 8 площадках по 44-ФЗ. Если торги по 223-ФЗ проходят на другой площадке (одна из самых популярных — ЭТП «Фабрикант»), то в этом случае необходимо будет сообщить, что подпись нужна для участия в закупке на конкретной площадке (-ах). Включение дополнительных площадок в сертификат подписи также может быть платным — все зависит от площадки и от установленных ею правил. Помимо самой электронной подписи на носитель может быть записано специальное криптографическое ПО (например, CryptoPro или КриптоАРМ), которое необходимо для того, чтобы иметь возможность подписать или зашифровать документ.
Отчетность, предоставляемая заказчиком
Размещение информации о закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ в ЕИС — не единственная обязанность заказчиков. Разместить и провести закупку — это первый этап работы. Второй этап — отчитаться за исполнение контракта и дать сведения о том, как конкретный заказчик исполняет меры по поддержке отечественных производителей и малого предпринимательства.
Каждый заключенный контракт должен был исполнен, а его исполнение подтверждает заказчик, проведя предварительную экспертизу поставленных товаров или выполненных работ. По результатам приемки заказчиком составляется акт о выполненных работах или подписывается универсальный передаточный документ (УПД) с перечнем поставленной и принятой продукции. Также при переводе денежных средств на счет поставщика заказчик создает банковское платежное поручение. Все вышеперечисленные документы загружаются в ЕИС наряду с подписанным контрактом (в том случае, если закупка и контракт, заключенный по ее итогам, являются открытыми).
Помимо этого, заказчики по 44-ФЗ до 1 апреля текущего года сдают и загружают в ЕИС:
-
отчетность об объемах заключенных в прошлом году контрактов с СМП и СОНКО (порядок и форма отчета утверждены Постановлением Правительства от 17 марта 2015 г. №238);
-
отчет об объемах прошлогодних закупок товаров российского происхождения (минимальные доли закупок таких товаров приведены в Постановлении Правительства от 3 декабря 2020 г. N 2014);
В том случае, если объем контрактов по закупкам российских товаров не соответствует минимальной установленной доле, то вместе с отчетом заказчик должен подготовить обоснование того, почему таких товаров было закуплено меньше установленной нормы.
Заказчики по 223-ФЗ сдают и ежемесячную, и годовую отчетность. До 10 числа текущего месяца заказчики сдают отчеты:
-
по общей стоимости закупленных в прошлом месяце товаров и услуг и числу договоров, заключенных с поставщиками;
-
по общей сумме договоров, заключенных на основе закупок у единственного поставщика, а также о количестве таких договоров;
-
по общей сумме и количеству договоров, заключенных с единственным поставщиком после признания несостоявшимися конкурентных процедур закупки.
При этом, изучая отчетность заказчиков по 223-ФЗ, можно применить один небольшой лайфхак. Как известно, информация о закрытых закупках и о договорах, заключенных при таких закупках, не размещается в ЕИС. В то же время всегда можно узнать объем закрытых закупок конкретного заказчика по 223-ФЗ: в ежемесячный отчет по общему числу и сумме заключенных договоров включаются цифры и по закрытым закупкам. Для получения информации о сумме закрытых закупок достаточно вычесть из общей суммы отчета сумму всех проведенных заказчиком «открытых» процедур.
Также до 1 февраля текущего года заказчики по 223-ФЗ размещают свои отчеты по прошлогодним закупкам у субъектов СМП.
Все правила составления и формы отчетности для заказчиков по 223-ФЗ приведены в Постановлении Правительства от 10 сентября 2012 г. №908.
Варианты обеспечения заявки и исполнения контракта
Часто заказчики, работающие по 223-ФЗ или 44-ФЗ, требуют от поставщика обеспечения заявки для подтверждения своих твердых намерений заключить контракт по итогам процедуры. До введения практики обеспечения заявки часто бывали случаи, когда поставщики отказывались заключать контракт по итогам выигранной процедуры. Это вынуждало заказчиков заново проводить тендер, что выливалось в потерю времени и финансов.
Обеспечение заявки — это заблокированные денежные средства поставщика. Для работы по 44-ФЗ для перевода замораживаемых средств поставщик должен открыть специальный счет (спецсчет). Спецсчет можно открыть в одном из банков, перечень которых приведен в распоряжении Правительства №1451-р. Использовать основной счет в качестве специального нельзя.
При работе по 223-ФЗ открывать спецсчет не обязательно. Деньги поставщика могут блокироваться непосредственно на ЭТП, с которой он работает. Это происходит путем перевода денежных средств оператору площадки с указанием того, что они предназначены для обеспечения участия заявки.
Другой вариант обеспечения заявки и для 223-ФЗ, и для 44-ФЗ — независимая банковская гарантия. Какой из двух вариантов обеспечения выбрать, решает сам заказчик. При первом варианте он не теряет денежных средств (естественно, при условии того, что он не откажется от заключения договора), но они выводятся у него из оборота. При втором случае нужно будет заплатить определенную сумму банку, но средства не будут выведены из оборота. Размер обеспечения может составлять до 5% от начальной цены контракта.
Средства возвращаются поставщику в том случае:
-
если его заявка проиграла или заказчик отказался от проведения тендера;
-
если он отозвал заявку до момента завершения подачи предложений;
-
после того, как он заключил договор или контракт по итогам выигранной процедуры.
Если победитель тендера отказывается заключать договор с заказчиком, то в этом случае заблокированные на спецчете средства отправляются на счет заказчика, а сам он включается в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) сроком на 2 года.
Если обеспечение было предоставлено в виде банковской гарантии, то при отказе поставщика заключать контракт, банк выплачивает размер обеспечения заказчику, при этом вместе с попаданием в РНП снижается и кредитный рейтинг поставщика.
Механизм обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ аналогичен механизму обеспечения заявки. При этом денежные средства вносятся не на спецсчет, а напрямую на счет заказчика. Размер такого обеспечения может составлять до 30% от начальной цены контракта, что в конкретном выражении может выливаться в десятки и сотни миллионов рублей. Исполнение контракта по 44-ФЗ может длиться не один год, поэтому замораживание таких значительных средств может быть неподъемным для поставщика. В этом случае более предпочтительный вариант для исполнения контракта по 44-ФЗ — получение банковской гарантии, которая в финансовом плане является гораздо доступнее для большинства организаций.
Впрочем, всегда нужно учитывать риск того, что банк откажется предоставить организации свою гарантию даже при наличии у поставщика протокола о выигранном тендере — неважно по 223-ФЗ или 44-ФЗ. В этом случае компания должна будет либо замораживать свои собственные средства, либо отказываться от заключения контракта, попадая в реестр РНП и теряя замороженные средства по обеспечению заявки.
Для СМП и СОНКО, участвующих в закупках по 44-ФЗ, имеются некоторые преференции. Если за три предыдущих года поставщик исполнил три контракта по 44-ФЗ в сумме равных или превышающих НМЦК, то СМП в этом случае освобождается от обеспечения исполнения контракта. При этом закупка должна проводиться только для СМП и СОНКО. Если закупка обычная, то такие особые условия для СМП не действуют.
В 223-ФЗ нет никаких указаний на то, как должно происходить обеспечение исполнения договора. Также не указаны никакие преференции для МСП или СОНКО. В этом случае только заказчик решает, устанавливает ли он обеспечение исполнения договора и в каком размере.
Возможность и порядок изменения/расторжения договора
В общем случае изменение или расторжение заключенного по 44-ФЗ контракта не допускается. Естественно, для каждого правила имеются свои исключения, и самое простое основание для этого — расторжение договора по соглашению сторон. Если поставщику удается договориться с заказчиком о расторжении договора, возможно, заплатив при этом неустойку и пени, то в этом случае ему ничего не грозит. Одностороннее расторжение контракта никогда не приветствовалось и такие действия со стороны поставщика грозят ему попаданием в РНП, а также штрафами и неустойками.
В любом случае, несогласованные с заказчиком действия, скорее всего, выльются в судебное разбирательство с туманными для поставщика последствиями. Вполне вероятно, поставщик по 44-ФЗ может исходить из существенных изменений обстоятельств, которые теоретически могут стать основанием для такого расторжения контракта согласно статье 451 Гражданского кодекса (ГК). Впрочем, законодательство не запрещает включать в контракт пункт о недопустимости изменения условий договора со стороны заказчика, что может существенно ухудшить его ситуацию.
В целом, условия расторжения или изменения контракта по 44-ФЗ регулирует статья 95. Например, одним из условий изменения условий контракта согласно этой статье может стать изменение регулируемых государством тарифов. В течение 2022-23 годов было принято большое количество новелл, изменяющих или добавляющих в эту статью 44-ФЗ новые пункты. Параллельно с этим велась и работа в Правительстве. Так, было принято Постановление от 16 апреля 2022 г. №680, регулирующее условия изменения контракта, в частности, при выполнении работ по строительству и капитальному ремонту.
223-ФЗ не регулирует условия изменения или расторжения договора. В этом случае и заказчики, и поставщики ориентируются на Гражданский кодекс. В частности, статья 310 ГК РФ говорит о недопустимости одностороннего разрыва обязательств без имеющихся на то уважительных оснований. Таким основанием может стать уже приведенная статья 451 ГК. Помимо этого нужно изучать Положение о закупке заказчика, работающего по 223-ФЗ, а также условия, прописанные в заключенном договоре.
Обжалование действий заказчика
В любом, даже таком сильно зарегулированном процессе, как закупки по 223-ФЗ и 44-ФЗ, могут случиться ситуации, когда поставщик будет не согласен с тем или иным решением заказчика. Чаще всего неправомерные действия со стороны заказчика не несут злого умысла, а являются следствием человеческого фактора — тяжело безукоризненно исполнять все нормы такого объемного по содержанию и трудно воспринимаемого неспециалистами закона, как 44-ФЗ. Впрочем, не исключена возможность злоупотребления своим правом со стороны заказчика — при большом желании и должных навыках можно «снести» множество закупок, обжаловав их в Федеральной антимонопольной службе (ФАС).
Процедуры по 223-ФЗ также можно обжаловать по аналогии с 44-ФЗ. При этом, ввиду того, что 223-ФЗ не такой объемный, как 44-ФЗ, большинство жалоб подается на нарушение заказчиком своего Положения о закупках.
Обжаловать открытую электронную процедуру по 44-ФЗ можно только с использованием функционала ЕИС. Войдя в свой личный кабинет на ЕИС, заказчик имеет возможность сообщить о нарушениях, касающихся любой из загруженных в данную систему закупок. Если закупка закрытая, то тогда жалобы следует направлять в ФАС в письменном виде. Лучше всего — ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.
Обжаловать процедуру по 223-Ф3 можно, отправив письмо в адрес ФАС (территориального органа или в центральный аппарат). Помимо этого жалобу можно отправить по электронной почте (вложение при этом должно быть подписано электронной подписью).
Ответственность за нарушения
Законы 223-ФЗ и 44-ФЗ являются составной частью обширного антимонопольного законодательства, контролем за соблюдением которого занимается ФАС. Соответственно, при выявлении нарушений ФАС может подать заявление в органы прокуратуры, полиции или в Следственный комитет, где в зависимости от тяжести нарушения будет приниматься решение о привлечении нарушителя к ответственности.
За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена административная и уголовная ответственность. В частности, к таким нарушителям могут применяться статья 178 «Ограничение конкуренции» Уголовного кодекса (УК РФ). Непосредственно участников закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ затрагивают статьи 200.4, 200.5, 200.6, 304 УК РФ.
Помимо этого, за нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о закупках предусмотрена и административная ответственность. В частности, это статьи
14.31, 14.31.2, 14.32, 14.33, 7.29 – 7.32.1 КоАП. Для нарушителей закона 223-ФЗ предусмотрена специальная статья 7.32.3 КоАП.
Обучение закупкам в НИПКЭФ
Как видно, участие в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ — занятие, требующее высокой квалификации как от заказчика, так и от поставщика. При этом закупочное законодательство постоянно меняется, в него регулярно вносятся изменения, что заставляет постоянно совершенствоваться занятых в этой сфере специалистов. Стоять на месте в этой отрасли не получится — вы либо будете регулярно отслеживать изменения и обновлять свои навыки, либо уйдете из профессии. Вот почему курсы повышения квалификации и курсы профессиональной переподготовки по закупкам необходимо регулярно проходить даже опытным специалистам.
НИПКЭФ предлагает курсы обучения закупкам по 223-ФЗ и 44-ФЗ, которые помогут вам войти в профессию как на стороне заказчика, так и на стороне поставщика. Если вам больше по душе скрупулезное следование правилам и у вас есть желание «расставить все по полочкам», вам больше подойдет работа на стороне заказчика. Если больше нравятся азарт и риск, вам больше подойдет игра на стороне поставщика. Если имеется склонность к тому, чтобы стать беспристрастным арбитром — у нас вы можете пройти курсы по контролю закупок.
Мы ждем у себя всех тех, кто желает войти в сложную, но вместе с тем и увлекательную профессию специалиста по закупкам, кто хочет изучить 223-ФЗ и 44-ФЗ. Наши программы позволят вам повысить экспертность и стать более эффективными на вашем рабочем месте.
НИПКЭФ — это преподаватели с ученой степенью в области экономики со стажем практической деятельности. НИПКЭФ — это престижный диплом. Приходите к нам, выбирайте наши программы обучения и займите достойное место в команде профессионалов, выбравших нас для своего обучения!
Статья подготовлена Константином Юдиным.