Участие в госзакупках для компании — это возможность работать с платёжеспособными заказчиками и стабильно получать и выгодные контракты, и прибыль, расширять клиентскую базу и развивать бизнес. Чтобы успешно выигрывать в тендерах, которые проводятся по 223-ФЗ, важно понимать, как эта система устроена и как она работает.
В статье объясним, что значит закупки по 223-ФЗ и какие возможности они дают бизнесу, рассмотрим основные требования, которые предъявляются к потенциальным исполнителям, предложим пошаговый план подготовки к участию торгах.
Закон №223-ФЗ: кого он касается
Сферу государственных закупок в России регулируют два закона — №
Закон 223-ФЗ был разработан и принят, чтобы:
-
упростить доступ к закупкам большему количеству исполнителей;
-
создать условия для честной конкуренции;
-
обеспечить прозрачность закупок;
-
снизить коррупционные риски.
Если 44-ФЗ устанавливает жёсткие рамки для госзакупок, 223-ФЗ дает больше свободы компаниям, которые обязаны его применять.
Знание тонкостей 223-ФЗ — важный навык для специалиста по закупкам. Разобраться в том, как устроена контрактная система в сфере закупок, где проводят торги и какие документы сопровождают все закупочные процедуры, по каким принципам отбирают подрядчиков, поможет профессиональное обучение в НИПКЭФ.
Основные документы закупочного процесса по 223-ФЗ
Упорядочить этапы закупочного процесса, зафиксировать последовательность и особенности всех обязательных процедур и обеспечить соблюдение всех законодательных норм помогает документация. Рассмотрим основной пакет документов, который сопровождает каждую закупку по 223-ФЗ.
Положение о закупках
Это базовый документ, который устанавливает правила закупочной деятельности для конкретного заказчика. Он содержит:
-
детальное описание порядка проведения закупочных процедур;
-
требования, предъявляемые к участникам, сопроводительной документации и срокам проведения торгов;
-
перечень конкурентных и неконкурентных способов организации закупок;
-
условия участия в закупках.
Например, в положении может быть указано, что заказчик проводит только конкурентные процедуры или устанавливает минимальный срок подачи заявок. Или инициатор торгов может прописать в этом документе, что определённые закупки проводятся только среди предприятий малого и среднего бизнеса — чтобы поддержать эту категорию предпринимателей.
План закупок
В нём отражаются намерения заказчика на определённый период — обычно на год. План закупок даёт представление:
-
о предметах тендеров — это может быть ограниченный фронт работ, вид услуг или конкретный перечень товаров;
-
о сроках проведения процедур;
-
о предполагаемых объёмах и стоимости.
Например, в план государственной корпорации может быть включена закупка строительных материалов, указаны конкретные сроки и предполагаемый бюджет.
Есть нюанс: предприятия малого и среднего бизнеса формируют план закупок как минимум на три года, а закупки лекарственных препаратов или инновационной высокотехнологичной продукции планируются сразу на пять-семь лет.
Документ публикуется в открытом доступе — в ЕИС, чтобы участники могли заранее всё внимательно изучить и подготовиться к тендеру.
Извещение о закупке
Его основная задача — проинформировать потенциальных участников о предстоящих торгах, сообщить:
-
что и в каких объёмах хотят закупить;
-
какие условия нужно выполнить, чтобы принять участие в торгах;
-
как оформить документы;
-
в какие сроки нужно успеть подать заявку.
Например, в извещении могут быть указаны основные параметры и конкретные технические характеристики закупаемого оборудования.
Документация о закупке
Это пакет документов, сформированный в строгом соответствии с Положением о конкретном тендере. Документация к закупке по 223-ФЗ содержит все сведения, которые необходимы для участия в тендере, например:
-
информацию о товарах, услугах или видах работ, которые предполагается приобрести, и необходимых объёмах – то есть о предмете закупки;
-
условия поставки продукции и требования, предъявляемые к ее качеству и техническим характеристикам;
-
инструкции по тому, как оформлять заявку, пожелания и требования, касающиеся формы и содержания;
-
условия оплаты приобретаемой продукции или услуг;
-
инструкции по поводу запросов дополнительных документов и предоставления комментариев по условиям торгов и др.
Изучив документы, потенциальные исполнители могут проанализировать свои возможности и понять, соответствуют ли их предложения тому, что требует заказчик, и заблаговременно прояснить все сомнения.
Закупочные протоколы
Протоколы закупок фиксируют все значимые этапы и принципиальные моменты:
-
регистрацию поданных заявок;
-
результаты их рассмотрения;
-
оценки предложений;
-
итоговое решение о выборе победителя;
-
объяснение причин, по которым были отклонены другие заявки;
-
подробные разъяснения в тех случаях, когда закупки признают несостоявшимися.
Протоколы публикуются в ЕИС – это делает процедуры более прозрачными и защищает права участников.
Договор по итогам проведения закупки
Когда торги завершены, заказчик и победитель закупки подписывают договор. Этот документ закрепляет обязательства сторон, включая:
-
сроки исполнения и стоимость контракта;
-
условия приёмки услуг, работ или товаров и их оплаты;
-
права и обязанности партнёров по контракту.
Например, в договоре на поставку строительных материалов указываются точные объёмы, сроки и ответственность за нарушение условий.
Важно: с момента публикации итогового протокола до подписания итогового договора должно пройти не менее десяти и не более двадцати дней.
Иные документы
Помимо перечисленных ключевых документов закупки сопровождаются и другими — дополнительными документами, например:
-
отчётами о закупках — их подают в контролирующие органы;
-
справками и внутренними актами — они используются для внутренней отчетности компании-заказчика;
-
актами приёмки — они подтверждают выполнение обязательств победителем.
Эти документы служат для контроля исполнения договора и помогают заказчику отчитываться перед надзорными органами.
Особенности закупок по 223-ФЗ
Главная особенность тендера по №223-ФЗ состоит в том, что закон устанавливает лишь ключевые принципы, которым должны соответствовать закупки, содержит базовые положения. Детализация всех процедур, процессов, правил и требований — это зона ответственности заказчика.
С одной стороны, 223-ФЗ даёт больше свободы в проведении тендеров. С другой, всем участникам закупок предстоит приложить больше усилий:
-
инициаторам торгов — разработать собственное положение, где будут прописаны все нюансы;
-
потенциальным поставщикам работ, услуг и товаров — изучить предлагаемые правила игры и решить, стоит ли в ней участвовать.
У закупок по 223-ФЗ есть ещё одна существенная особенность — заказчик имеет право:
-
выбирать, как проводить торги;
-
по собственному усмотрению определять сроки проведения тендеров;
-
вносить корректировки в план закупок;
-
решать, что считать основанием закупаться у единственного подрядчика;
-
выбирать любую площадку для размещения тендера и др.
Гибкость и разнообразие подходов делают закупки по 223-ФЗ доступными для более широкого круга предпринимателей. Однако участие в таких тендерах требует внимательности, понимания законных процедур и требований, готовности к конкуренции. Зная и учитывая специфику системы контрактных закупок, можно эффективно использовать её для продвижения своего бизнеса и участия в крупных государственных проектах.
Положение о закупке в рамках 223-ФЗ
Всё, что касается тендера по 223-ФЗ, регламентирует положение о закупке. В этом документе чётко прописывают все правила, условия и порядок проведения торгов по запросу конкретной компании.
Положение о закупке разрабатывает сам заказчик — государственная корпорация, предприятие с госучастием, организация, получающая госфинансирование или любой другой заказчик, обязанный работать по 223-ФЗ.
По сути, этот документ — своего рода инструкция для участников тендера и для самой компании-заказчика. В нём зафиксированы:
-
Актуальные понятия, термины.
-
Правила проведения закупок — как именно будет организован процесс, какие процедуры будут использованы (конкурентные или неконкурентные), по каким критериям отберут участников.
-
Требования к участникам — кто может участвовать в закупке, какие документы нужно предоставить, как будет оцениваться заявка.
-
Условия контрактов — какие обязательства сторон должны быть предусмотрены (например, стоимость работ, качество товаров).
-
Процесс подачи заявок — как участники могут представить свои предложения, какие сроки установлены для подачи заявок.
-
Критерии выбора победителя — на какие параметры будет обращать внимание заказчик при оценке заявок (например, сроки выполнения).
-
Особенности заключения, исполнения и расторжения договоров и т. д.
Положение о закупке необходимо, чтобы обеспечить прозрачность и справедливость торгов. Эти правила игры, предлагаемые заказчиком, помогают избежать сомнительных решений и обеспечивают одинаковые условия для всех участников.
Виды закупок по 223-ФЗ и их особенности
Формат, в котором будут проходить торги по 223-ФЗ, определяет заказчик. Выделяют два типа закупок — неконкурентные и конкурентные.
В неконкурентных закупках заказчик выбирает исполнителя на своё усмотрение — без публичных конкурсов и аукционов. Примером такого тендера может быть закупка у единственного поставщика. Причем в этом случае заказчик может отказаться подписывать договор.
Конкурентные закупки подразумевают соревнование участников за право заключить контракт с заказчиком. «Конкурсанты» стараются предложить максимально выгодные условия, чтобы превзойти своих соперников и получить заказ. Конкурентные закупки могут состоять из нескольких этапов, а по итогам таких торгов заказчик может заключать контракты сразу с несколькими поставщиками — если такой вариант предусмотрен в положении о закупке. К такому формату торгов относятся конкурсы, аукционы, запросы котировок и предложений. Обозначим их ключевые моменты.
Конкурс
Это одна из самых распространенных конкурентных процедур. Участники конкурса подают заявки со своими предложениями. Заказчик их рассматривает и оценивает по ряду критериев, например, по соотношению «цена — качество», опыту компании, наличию соответствующих сертификатов, лицензий, допусков и т. д. Побеждает в конкурсе участник, набравший максимальное количество баллов.
Аукцион
Ещё одна популярная форма конкурентной закупки, главная особенность которой состоит в том, что побеждает в торгах тот, кто предложит наименьшую цену. Естественно, при условии соблюдения всех других требований тендера.
Запрос котировок
Это более простая и быстрая процедура, чем аукцион или конкурс. Выбирая такой формат, заказчик размещает в ЕИС извещение о запросе котировок. У потенциальных поставщиков есть не менее пяти дней (у малых и средних предпринимателей — не менее четырёх дней) на то, чтобы подготовить и подать заявку и озвучить свою цену на исполнение договора. Чьё предложение окажется более выгодным, тот и получит заказ.
Запрос предложений
По сути, это конкурс предложений от участников закупки. Победителем торгов может стать подрядчик, чья заявка наиболее полно соответствует требованиям, озвученным заказчиком, и предлагает наиболее выгодные условия выполнения заказа. Для подачи заявок на запрос предложений отводится семь дней.
Иные способы
Заказчик вправе провести тендер в любом другом формате. Главное, чтобы он был упомянут в положении о закупке и предусматривал конкурентные торги.
Отличие от 44-ФЗ
Разница между №223-ФЗ и №44-ФЗ весьма существенная. И она не только в объёме самих законов — первый в разы «тоньше» второго, но и в количестве и строгости требований, которым должны соответствовать организация торгов, процедуры, участники. Обозначим основные отличия.
-
№44-ФЗ регулирует тендеры для обеспечения федеральных, региональных и муниципальных потребностей. В роли заказчиков в подобных закупках могут выступать только госорганы или учреждения, которые получают финансирование из бюджета. 223-ФЗ касается компаний, доля государственного участия в которых превышает 50%, государственных корпораций и юрлиц, получающих бюджетное финансирование, естественных монополий. Проводить закупки по этому федеральному закону могут и коммерческие компании — при условии, что в их уставном капитале есть доля государства.
-
44-ФЗ — это чёткие регламенты и правила, которые нельзя менять. 223-ФЗ даёт организаторам торгов больше свободы: они сами разрабатывают положения о закупках и другую документацию, решают, какой формат тендера предпочесть, какими принципами руководствоваться при выборе подрядчиков и т. д.
-
44-ФЗ предписывает проводить торги только на официальных электронных площадках. Таких ЭТП всего восемь. При организации закупок по 223-ФЗ в распоряжении заказчиков более сотни ЭТП — не только федеральные, но и коммерческие.
-
В соответствии с 44-ФЗ контрактным управляющим может быть назначен специалист, имеющий профильное образование в сфере закупок — высшее или дополнительное. В 223-ФЗ таких жёстких требований к образованию нет: организацией и проведением закупок может заниматься любой сотрудник компании.
Особенности участия в закупках по 223-ФЗ
У закупок, которые проводят по 223-ФЗ, есть ряд особенностей, которые важно знать и учитывать:
-
Гибкость процедур закупки. В отличие от более жёстких правил 44-ФЗ заказчики по 223-ФЗ могут использовать как конкурентные, так и неконкурентные виды закупок, и потенциальные участники должны быть к этому готовы.
-
Размещение тендера на коммерческих ЭТП. Закупки по 223-ФЗ проводятся не только на восьми официальных площадках. Могут быть задействованы альтернативные ресурсы — а их сейчас уже несколько сотен. Кроме того, крупные госкомпании могут создать свою ЭТП, чтобы там проводить тендеры и закупать всё необходимое.
-
Неконкурентные закупки. Этот формат не регламентируется 223-ФЗ, поэтому информация о торгах может не размещаться в ЕИС. Заказчик сам устанавливает сроки, фиксируя их в положении, выбирает подрядчика, может отменить закупку или отказаться от подписания договора.
Условия регистрации и регламент работы на таких площадках принципиально отличаются от того, что предлагают официальные ТП. Например, желающим поучаствовать в торгах может потребоваться ЭП со специальным расширением или придётся заплатить за аккредитацию и участие закупках.
Кто может участвовать в тендере по 223-ФЗ
Закупки по 223-ФЗ дают шанс претендовать на выгодные контракты широкому кругу желающих. Участниками таких торгов могут быть:
-
юридические лица, зарегистрированные в России;
-
физические лица — индивидуальные предприниматели (ИП) и самозанятые;
-
объединения юрлиц или физлиц.
В некоторых тендерах могут поучаствовать только представители СМСП (субъекты малого и среднего предпринимательства).
«Противопоказаниями» для участия в закупках по 223-ФЗ могут быть:
-
долги по налогам и сборам;
-
стадия ликвидации юрлица;
-
статус банкрота;
-
отсутствие лицензии на определённые виды деятельности;
-
статус иноагента;
-
наличие судимости за экономические преступления у главбуха или руководителя предприятия.
На каких площадках проводят закупки по 223-ФЗ
Закупки по 223-ФЗ могут проходить и в электронной форме, и в бумажной. Формат выбирает заказчик и обозначает его в своём положении о закупке. Правда, есть исключение: торги, предназначенные для малых и средних предпринимателей (СМСП), проходят только в электронном формате.
Если закупки по 44-ФЗ и тендеры для СМСП проводят только на официальных площадках, то выбор ЭТП для закупки по 223-ФЗ не ограничен. Заказчик может разместить тендер как на одном из федеральных ресурсов — например, на ЕЭТП, РТС-тендер или Национальной электронной площадке, так и провести торги на любой другой ЭТП. Чтобы иметь доступ к закупкам от разных заказчиков, потенциальным подрядчикам стоит зарегистрироваться на нескольких площадках и следить за обновлениями.
Как подготовиться к закупкам по 223-ФЗ
Если вы только начинаете разбираться в закупках по 223-ФЗ, важно собрать нужную информацию, изучить требования и подготовиться к работе с документацией. Алгоритм действий может быть таким:
-
Изучите основные положения 223-ФЗ. Можно самостоятельно разобраться, как работает контрактная система в сфере закупок. Но гораздо эффективнее будет пройти обучение на курсе для специалистов по закупкам 223-ФЗ. Такая программа есть у нас в НИПКЭФ.
-
Ознакомьтесь с нормативной документацией. Для каждой закупки по 223-ФЗ составляют отдельное положение, которое не должно противоречить законодательным нормам и в котором будут детально расписаны все условия конкретного тендера.
-
Оформите электронную подпись (ЭЦП). Для этого надо обратиться в налоговую или удостоверяющий центр и купить токен (специальная флешка для подписи).
-
Зарегистрируйтесь в ЕИС (Единая информационная система). Именно там на сайте — zakupki.gov.ru — размещают актуальную информацию о предстоящих торгах.
-
Пройдите аккредитацию или регистрацию на электронных торговых площадках. Так вы получите доступ к информации о новых тендерах и сможете подать заявку на участие и отслеживать ход закупки.
-
Подготовьте пакет документов. Комплект зависит от требований закупки.
-
Найдите тендеры, которые могут быть вам интересны, и ознакомьтесь с документацией, внимательно изучите условия участия, требования к потенциальным подрядчикам.
-
Подайте заявку и, если необходимо, внесите обеспечение. Будьте внимательны к срокам подачи заявок.
Чтобы повысить свои шансы на выгодный контракт, потенциальным исполнителям нужно следить за изменениями в законодательстве, регулирующем сферу закупок, обновлять и усиливать свои компетенции. Для этого можно периодически проходить курсы повышения квалификации для специалистов в сфере закупок, посещать семинары, активно участвовать в вебинарах, которые помогут быть в теме.
Часто задаваемые вопросы
На кого распространяется действие 223-ФЗ? Кто может проводить торги по этому закону?
Объявлять тендеры и закупать необходимые товары, услуги и работы по 223-ФЗ могут, например:
-
госкомпании и госкорпорации;
-
субъекты естественных монополий (например, железнодорожные компании, предприятия нефтегазового сектора);
-
государственные и муниципальные унитарные предприятия;
-
компании с государственным участием более 50%;
-
предприятия, предоставляющие услуги водоснабжения и водоотведения, электро-, газо- и теплоснабжения и др.;
-
дочерние предприятия перечисленных компаний и дочерние организации дочерних предприятий и т. д.
Полный перечень возможных участников закупок по 223-ФЗ приводится в
Что такое неконкурентная закупка по 223-ФЗ?
Неконкурентными называют закупки, в которых отсутствует конкурсная составляющая: участники не соревнуются друг с другом, пытаясь предложить лучшие условия. Исполнителей выбирает заказчик. Один из распространённых вариантов неконкурентной закупки — закупка у единственного поставщика, который производит уникальный продукт.
Имеют ли право физические лица участвовать в закупках по 223-ФЗ?
Да, стать участником закупок по 223-ФЗ могут не только юрлица, но и физлица — выбор за заказчиком. Именно он определяет критерии, которым нужно соответствовать, чтобы претендовать на участие в торгах.