Что такое система 223-ФЗ?

20.01.2025
Что такое система 223-ФЗ?
Что такое система 223-ФЗ?

Участие в госзакупках для компании — это возможность работать с платёжеспособными заказчиками и стабильно получать и выгодные контракты, и прибыль, расширять клиентскую базу и развивать бизнес. Чтобы успешно выигрывать в тендерах, которые проводятся по 223-ФЗ, важно понимать, как эта система устроена и как она работает. 

В статье объясним, что значит закупки по 223-ФЗ и какие возможности они дают бизнесу, рассмотрим основные требования, которые предъявляются к потенциальным исполнителям, предложим пошаговый план подготовки к участию торгах.


Закон №223-ФЗ: кого он касается

Закон №223-ФЗ: кого он касается

Сферу государственных закупок в России регулируют два закона — №44-ФЗ и 223-ФЗ. Первый определяет условия, по которым проводятся торги, закрывающие нужды госучреждений федерального, регионального и муниципального уровня, финансируемых из бюджета. Второй регламентирует тендеры, которые организуют компании с государственным участием, предприятия, представляющие естественные монополии, юрлица, получающие господдержку, их дочерние структуры. 

Закон 223-ФЗ был разработан и принят, чтобы:

  • упростить доступ к закупкам большему количеству исполнителей;

  • создать условия для честной конкуренции;

  • обеспечить прозрачность закупок;

  • снизить коррупционные риски.

Если 44-ФЗ устанавливает жёсткие рамки для госзакупок, 223-ФЗ дает больше свободы компаниям, которые обязаны его применять.

Знание тонкостей 223-ФЗ — важный навык для специалиста по закупкам. Разобраться в том, как устроена контрактная система в сфере закупок, где проводят торги и какие документы сопровождают все закупочные процедуры, по каким принципам отбирают подрядчиков, поможет профессиональное обучение в НИПКЭФ. 


Основные документы закупочного процесса по 223-ФЗ

Упорядочить этапы закупочного процесса, зафиксировать последовательность и особенности всех обязательных процедур и обеспечить соблюдение всех законодательных норм помогает документация. Рассмотрим основной пакет документов, который сопровождает каждую закупку по 223-ФЗ.


Положение о закупках

Это базовый документ, который устанавливает правила закупочной деятельности для конкретного заказчика. Он содержит: 

  • детальное описание порядка проведения закупочных процедур; 

  • требования, предъявляемые к участникам, сопроводительной документации и срокам проведения торгов; 

  • перечень конкурентных и неконкурентных способов организации закупок;

  • условия участия в закупках. 

Например, в положении может быть указано, что заказчик проводит только конкурентные процедуры или устанавливает минимальный срок подачи заявок. Или инициатор торгов может прописать в этом документе, что определённые закупки проводятся только среди предприятий малого и среднего бизнеса — чтобы поддержать эту категорию предпринимателей. 


План закупок

В нём отражаются намерения заказчика на определённый период — обычно на год. План закупок даёт представление: 

  • о предметах тендеров — это может быть ограниченный фронт работ, вид услуг или конкретный перечень товаров;

  • о сроках проведения процедур;

  • о предполагаемых объёмах и стоимости. 

Например, в план государственной корпорации может быть включена закупка строительных материалов, указаны конкретные сроки и предполагаемый бюджет. 

Есть нюанс: предприятия малого и среднего бизнеса формируют план закупок как минимум на три года, а закупки лекарственных препаратов или инновационной высокотехнологичной продукции планируются сразу на пять-семь лет. 

Документ публикуется в открытом доступе — в ЕИС, чтобы участники могли заранее всё внимательно изучить и подготовиться к тендеру. 


Извещение о закупке

Его основная задача — проинформировать потенциальных участников о предстоящих торгах, сообщить:

  • что и в каких объёмах хотят закупить;

  • какие условия нужно выполнить, чтобы принять участие в торгах;

  • как оформить документы;

  • в какие сроки нужно успеть подать заявку. 

Например, в извещении могут быть указаны основные параметры и конкретные технические характеристики закупаемого оборудования. 


Документация о закупке

Это пакет документов, сформированный в строгом соответствии с Положением о конкретном тендере. Документация к закупке по 223-ФЗ содержит все сведения, которые необходимы для участия в тендере, например:

  • информацию о товарах, услугах или видах работ, которые предполагается приобрести, и необходимых объёмах – то есть о предмете закупки;

  • условия поставки продукции и требования, предъявляемые к ее качеству и техническим характеристикам;

  • инструкции по тому, как оформлять заявку, пожелания и требования, касающиеся формы и содержания;

  • условия оплаты приобретаемой продукции или услуг;

  • инструкции по поводу запросов дополнительных документов и предоставления комментариев по условиям торгов и др. 

Изучив документы, потенциальные исполнители могут проанализировать свои возможности и понять, соответствуют ли их предложения тому, что требует заказчик, и заблаговременно прояснить все сомнения. 


Закупочные протоколы

Протоколы закупок фиксируют все значимые этапы и принципиальные моменты: 

  • регистрацию поданных заявок;

  • результаты их рассмотрения;

  • оценки предложений;

  • итоговое решение о выборе победителя;

  • объяснение причин, по которым были отклонены другие заявки;

  • подробные разъяснения в тех случаях, когда закупки признают несостоявшимися. 

Протоколы публикуются в ЕИС – это делает процедуры более прозрачными и защищает права участников.


Договор по итогам проведения закупки

Когда торги завершены, заказчик и победитель закупки подписывают договор. Этот документ закрепляет обязательства сторон, включая: 

  • сроки исполнения и стоимость контракта; 

  • условия приёмки услуг, работ или товаров и их оплаты; 

  • права и обязанности партнёров по контракту.

Например, в договоре на поставку строительных материалов указываются точные объёмы, сроки и ответственность за нарушение условий.

Важно: с момента публикации итогового протокола до подписания итогового договора должно пройти не менее десяти и не более двадцати дней. 


Иные документы

Помимо перечисленных ключевых документов закупки сопровождаются и другими — дополнительными документами, например:

  • отчётами о закупках — их подают в контролирующие органы; 

  • справками и внутренними актами — они используются для внутренней отчетности компании-заказчика; 

  • актами приёмки — они подтверждают выполнение обязательств победителем. 

Эти документы служат для контроля исполнения договора и помогают заказчику отчитываться перед надзорными органами.


Особенности закупок по 223-ФЗ

Особенности закупок по 223-ФЗ

Главная особенность тендера по №223-ФЗ состоит в том, что закон устанавливает лишь ключевые принципы, которым должны соответствовать закупки, содержит базовые положения. Детализация всех процедур, процессов, правил и требований — это зона ответственности заказчика. 

С одной стороны, 223-ФЗ даёт больше свободы в проведении тендеров. С другой, всем участникам закупок предстоит приложить больше усилий: 

  • инициаторам торгов — разработать собственное положение, где будут прописаны все нюансы;

  • потенциальным поставщикам работ, услуг и товаров — изучить предлагаемые правила игры и решить, стоит ли в ней участвовать. 

У закупок по 223-ФЗ есть ещё одна существенная особенность — заказчик имеет право:

  • выбирать, как проводить торги;

  • по собственному усмотрению определять сроки проведения тендеров;

  • вносить корректировки в план закупок;

  • решать, что считать основанием закупаться у единственного подрядчика;

  • выбирать любую площадку для размещения тендера и др.

Гибкость и разнообразие подходов делают закупки по 223-ФЗ доступными для более широкого круга предпринимателей. Однако участие в таких тендерах требует внимательности, понимания законных процедур и требований, готовности к конкуренции. Зная и учитывая специфику системы контрактных закупок, можно эффективно использовать её для продвижения своего бизнеса и участия в крупных государственных проектах.


Положение о закупке в рамках 223-ФЗ

Положение о закупке в рамках 223-ФЗ

Всё, что касается тендера по 223-ФЗ, регламентирует положение о закупке. В этом документе чётко прописывают все правила, условия и порядок проведения торгов по запросу конкретной компании.

Положение о закупке разрабатывает сам заказчик — государственная корпорация, предприятие с госучастием, организация, получающая госфинансирование или любой другой заказчик, обязанный работать по 223-ФЗ. 

По сути, этот документ — своего рода инструкция для участников тендера и для самой компании-заказчика. В нём зафиксированы:

  • Актуальные понятия, термины. 

  • Правила проведения закупок — как именно будет организован процесс, какие процедуры будут использованы (конкурентные или неконкурентные), по каким критериям отберут участников.

  • Требования к участникам — кто может участвовать в закупке, какие документы нужно предоставить, как будет оцениваться заявка.

  • Условия контрактов — какие обязательства сторон должны быть предусмотрены (например, стоимость работ, качество товаров).

  • Процесс подачи заявок — как участники могут представить свои предложения, какие сроки установлены для подачи заявок.

  • Критерии выбора победителя — на какие параметры будет обращать внимание заказчик при оценке заявок (например, сроки выполнения).

  • Особенности заключения, исполнения и расторжения договоров и т. д. 

Положение о закупке необходимо, чтобы обеспечить прозрачность и справедливость торгов. Эти правила игры, предлагаемые заказчиком, помогают избежать сомнительных решений и обеспечивают одинаковые условия для всех участников. 


Виды закупок по 223-ФЗ и их особенности

Виды закупок по 223-ФЗ и их особенности

Формат, в котором будут проходить торги по 223-ФЗ, определяет заказчик. Выделяют два типа закупок — неконкурентные и конкурентные. 

В неконкурентных закупках заказчик выбирает исполнителя на своё усмотрение — без публичных конкурсов и аукционов. Примером такого тендера может быть закупка у единственного поставщика. Причем в этом случае заказчик может отказаться подписывать договор.

Конкурентные закупки подразумевают соревнование участников за право заключить контракт с заказчиком. «Конкурсанты» стараются предложить максимально выгодные условия, чтобы превзойти своих соперников и получить заказ. Конкурентные закупки могут состоять из нескольких этапов, а по итогам таких торгов заказчик может заключать контракты сразу с несколькими поставщиками — если такой вариант предусмотрен в положении о закупке. К такому формату торгов относятся конкурсы, аукционы, запросы котировок и предложений. Обозначим их ключевые моменты. 


Конкурс

Это одна из самых распространенных конкурентных процедур. Участники конкурса подают заявки со своими предложениями. Заказчик их рассматривает и оценивает по ряду критериев, например, по соотношению «цена — качество», опыту компании, наличию соответствующих сертификатов, лицензий, допусков и т. д. Побеждает в конкурсе участник, набравший максимальное количество баллов.


Аукцион

Ещё одна популярная форма конкурентной закупки, главная особенность которой состоит в том, что побеждает в торгах тот, кто предложит наименьшую цену. Естественно, при условии соблюдения всех других требований тендера. 


Запрос котировок

Это более простая и быстрая процедура, чем аукцион или конкурс. Выбирая такой формат, заказчик размещает в ЕИС извещение о запросе котировок. У потенциальных поставщиков есть не менее пяти дней (у малых и средних предпринимателей — не менее четырёх дней) на то, чтобы подготовить и подать заявку и озвучить свою цену на исполнение договора. Чьё предложение окажется более выгодным, тот и получит заказ.


Запрос предложений

По сути, это конкурс предложений от участников закупки. Победителем торгов может стать подрядчик, чья заявка наиболее полно соответствует требованиям, озвученным заказчиком, и предлагает наиболее выгодные условия выполнения заказа. Для подачи заявок на запрос предложений отводится семь дней. 


Иные способы

Заказчик вправе провести тендер в любом другом формате. Главное, чтобы он был упомянут в положении о закупке и предусматривал конкурентные торги. 


Отличие от 44-ФЗ

Отличие от 44-ФЗ

Разница между №223-ФЗ и №44-ФЗ весьма существенная. И она не только в объёме самих законов — первый в разы «тоньше» второго, но и в количестве и строгости требований, которым должны соответствовать организация торгов, процедуры, участники. Обозначим основные отличия.

  • №44-ФЗ регулирует тендеры для обеспечения федеральных, региональных и муниципальных потребностей. В роли заказчиков в подобных закупках могут выступать только госорганы или учреждения, которые получают финансирование из бюджета. 223-ФЗ касается компаний, доля государственного участия в которых превышает 50%, государственных корпораций и юрлиц, получающих бюджетное финансирование, естественных монополий. Проводить закупки по этому федеральному закону могут и коммерческие компании — при условии, что в их уставном капитале есть доля государства.

  • 44-ФЗ — это чёткие регламенты и правила, которые нельзя менять. 223-ФЗ даёт организаторам торгов больше свободы: они сами разрабатывают положения о закупках и другую документацию, решают, какой формат тендера предпочесть, какими принципами руководствоваться при выборе подрядчиков и т. д. 

  • 44-ФЗ предписывает проводить торги только на официальных электронных площадках. Таких ЭТП всего восемь. При организации закупок по 223-ФЗ в распоряжении заказчиков более сотни ЭТП — не только федеральные, но и коммерческие. 

  • В соответствии с 44-ФЗ контрактным управляющим может быть назначен специалист, имеющий профильное образование в сфере закупок — высшее или дополнительное. В 223-ФЗ таких жёстких требований к образованию нет: организацией и проведением закупок может заниматься любой сотрудник компании.


Особенности участия в закупках по 223-ФЗ

У закупок, которые проводят по 223-ФЗ, есть ряд особенностей, которые важно знать и учитывать:

  • Гибкость процедур закупки. В отличие от более жёстких правил 44-ФЗ заказчики по 223-ФЗ могут использовать как конкурентные, так и неконкурентные виды закупок, и потенциальные участники должны быть к этому готовы. 

  • Размещение тендера на коммерческих ЭТП. Закупки по 223-ФЗ проводятся не только на восьми официальных площадках. Могут быть задействованы альтернативные ресурсы — а их сейчас уже несколько сотен. Кроме того, крупные госкомпании могут создать свою ЭТП, чтобы там проводить тендеры и закупать всё необходимое. 

  • Условия регистрации и регламент работы на таких площадках принципиально отличаются от того, что предлагают официальные ТП. Например, желающим поучаствовать в торгах может потребоваться ЭП со специальным расширением или придётся заплатить за аккредитацию и участие закупках. 

  • Неконкурентные закупки. Этот формат не регламентируется 223-ФЗ, поэтому информация о торгах может не размещаться в ЕИС. Заказчик сам устанавливает сроки, фиксируя их в положении, выбирает подрядчика, может отменить закупку или отказаться от подписания договора. 


Кто может участвовать в тендере по 223-ФЗ

Закупки по 223-ФЗ дают шанс претендовать на выгодные контракты широкому кругу желающих. Участниками таких торгов могут быть:

  • юридические лица, зарегистрированные в России;

  • физические лица — индивидуальные предприниматели (ИП) и самозанятые;

  • объединения юрлиц или физлиц.

В некоторых тендерах могут поучаствовать только представители СМСП (субъекты малого и среднего предпринимательства). 

«Противопоказаниями» для участия в закупках по 223-ФЗ могут быть:

  • долги по налогам и сборам;

  • стадия ликвидации юрлица;

  • статус банкрота;

  • отсутствие лицензии на определённые виды деятельности;

  • статус иноагента;

  • наличие судимости за экономические преступления у главбуха или руководителя предприятия.


На каких площадках проводят закупки по 223-ФЗ

Закупки по 223-ФЗ могут проходить и в электронной форме, и в бумажной. Формат выбирает заказчик и обозначает его в своём положении о закупке. Правда, есть исключение: торги, предназначенные для малых и средних предпринимателей (СМСП), проходят только в электронном формате. 

Если закупки по 44-ФЗ и тендеры для СМСП проводят только на официальных площадках, то выбор ЭТП для закупки по 223-ФЗ не ограничен. Заказчик может разместить тендер как на одном из федеральных ресурсов — например, на ЕЭТП, РТС-тендер или Национальной электронной площадке, так и провести торги на любой другой ЭТП. Чтобы иметь доступ к закупкам от разных заказчиков, потенциальным подрядчикам стоит зарегистрироваться на нескольких площадках и следить за обновлениями.


Как подготовиться к закупкам по 223-ФЗ

Если вы только начинаете разбираться в закупках по 223-ФЗ, важно собрать нужную информацию, изучить требования и подготовиться к работе с документацией. Алгоритм действий может быть таким: 

  • Изучите основные положения 223-ФЗ. Можно самостоятельно разобраться, как работает контрактная система в сфере закупок. Но гораздо эффективнее будет пройти обучение на курсе для специалистов по закупкам 223-ФЗ. Такая программа есть у нас в НИПКЭФ.

  • Ознакомьтесь с нормативной документацией. Для каждой закупки по 223-ФЗ составляют отдельное положение, которое не должно противоречить законодательным нормам и в котором будут детально расписаны все условия конкретного тендера. 

  • Оформите электронную подпись (ЭЦП). Для этого надо обратиться в налоговую или удостоверяющий центр и купить токен (специальная флешка для подписи). 

  • Зарегистрируйтесь в ЕИС (Единая информационная система). Именно там на сайте — zakupki.gov.ru — размещают актуальную информацию о предстоящих торгах. 

  • Пройдите аккредитацию или регистрацию на электронных торговых площадках. Так вы получите доступ к информации о новых тендерах и сможете подать заявку на участие и отслеживать ход закупки. 

  • Подготовьте пакет документов. Комплект зависит от требований закупки. 

  • Найдите тендеры, которые могут быть вам интересны, и ознакомьтесь с документацией, внимательно изучите условия участия, требования к потенциальным подрядчикам. 

  • Подайте заявку и, если необходимо, внесите обеспечение. Будьте внимательны к срокам подачи заявок.

Чтобы повысить свои шансы на выгодный контракт, потенциальным исполнителям нужно следить за изменениями в законодательстве, регулирующем сферу закупок, обновлять и усиливать свои компетенции. Для этого можно периодически проходить курсы повышения квалификации для специалистов в сфере закупок, посещать семинары, активно участвовать в вебинарах, которые помогут быть в теме. 


Часто задаваемые вопросы


На кого распространяется действие 223-ФЗ? Кто может проводить торги по этому закону?

Объявлять тендеры и закупать необходимые товары, услуги и работы по 223-ФЗ могут, например:

  • госкомпании и госкорпорации;

  • субъекты естественных монополий (например, железнодорожные компании, предприятия нефтегазового сектора); 

  • государственные и муниципальные унитарные предприятия;

  • компании с государственным участием более 50%;

  • предприятия, предоставляющие услуги водоснабжения и водоотведения, электро-, газо- и теплоснабжения и др.;

  • дочерние предприятия перечисленных компаний и дочерние организации дочерних предприятий и т. д. 

Полный перечень возможных участников закупок по 223-ФЗ приводится в части 2 статьи 1 этого закона. 


Что такое неконкурентная закупка по 223-ФЗ?

Неконкурентными называют закупки, в которых отсутствует конкурсная составляющая: участники не соревнуются друг с другом, пытаясь предложить лучшие условия. Исполнителей выбирает заказчик. Один из распространённых вариантов неконкурентной закупки — закупка у единственного поставщика, который производит уникальный продукт. 


Имеют ли право физические лица участвовать в закупках по 223-ФЗ? 

Да, стать участником закупок по 223-ФЗ могут не только юрлица, но и физлица — выбор за заказчиком. Именно он определяет критерии, которым нужно соответствовать, чтобы претендовать на участие в торгах.


Не нравится

Читайте также:

Бесплатная консультация
Ваша заявка принята
Отзывы о нас
  • Отзывы в Яндекс Отзывы в Яндекс

    48+ отзывов 5

  • Отзывы в 2GIS Отзывы в 2GIS

    125+ отзывов 5

  • Отзывы в Zoon Отзывы в Zoon

    81+ отзывов 4.9

  • Отзывы в Отзовик Отзывы в Отзовик

    26+ отзывов 4.9