Полноценными участниками процесса являются не только поставщики и заказчики, но и сотрудники единой информационной системы. Однако в 44-ФЗ есть исключения относительно этого пункта – не все виды госзакупок предполагают использование электронных площадок.
Чтобы ознакомиться с понятием госзакупок, изучить их этапы и разобрать некоторые примеры, предлагаем прочитать первую статью блога на эту тему, перейдя по ссылке. Здесь же поговорим о видах торгов, их принципах и профессии менеджера по госзакупкам.
Принципы госзакупок
Перечислим некоторые принципы системы согласно Закону № 44-ФЗ.
-
Открытость и прозрачность информации. Любой участник госзакупок может ознакомиться с информацией о торгах на любой их стадии, а также с результатами торгов. Сделать это можно бесплатно. Также любому участнику госзакупок доступны все реестры, справочная и нормативная информация. Данные о госзакупках выложены на электронных площадках ЕИС.
-
Обеспечение конкуренции. Принцип изложен в ст. 8 Закона № 44-ФЗ. Согласно его пунктам, госзакупки должны быть основаны на добросовестной конкуренции – ценовой и неценовой. При этом любое заинтересованное лицо – физическое или юридическое – может принять участие в конкурсе и стать поставщиком или подрядчиком. Контрактная система предполагает равные условия между участниками с целью обеспечения конкуренции.
-
Профессионализм заказчиков. Принцип изложен в ст. 9 Закона № 44-ФЗ. Он предполагает, что закупки осуществляются на профессиональной основе квалифицированными специалистами. Заказчики привлекают к госзакупкам сотрудников, которые обладают необходимыми знаниями и навыками.
-
Стимулирование инноваций. Этот принцип изложен в ст. 10 Закона. Он также относится в первую очередь к заказчикам – при выборе поставщика они должны исходить из интересов обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупая высокотехнологичную и инновационную продукцию.
-
Единство контрактной системы. Контрактная система основана на единых принципах и подходах. Они призваны обеспечивать муниципальные и государственные нужды через планирование, мониторинг, аудит и контроль.
Также принципом госзакупок является ответственность всех участников процесса за их результаты.
Виды госзакупок. Неконкурентные госзакупки
Согласно Закону № 44-ФЗ, существуют два вида госзакупок – конкурентные и неконкурентные.
Неконкурентные госзакупки – это закупки товаров или услуг у единственного поставщика, без проведения торгов. На первый взгляд может показаться, что такая система в чем-то противоречит принципам госзакупок, но в ряде ситуаций именно такой вид торгов бывает необходим. Подробнее о неконкурентных закупках написано в ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Возникнуть их необходимость может, если:
-
заказчик приобретает товар у естественного монополиста;
-
договор заключен на сумму менее 300 000 рублей;
-
заказчик приобретает товары или услуги, которые необходимы для устранения аварийной ситуации;
-
необходимы услуги по ресурсоснабжению зданий и сооружений – и еще по нескольким десяткам причин, прописанных в законодательстве.
Также неконкурентные госзакупки разрешены законодательством в случае обстоятельств непреодолимой силы – например, при эпидемиях или стихийных бедствиях. Однако заказчик должен доказать, что именно наступление таких обстоятельств привело его к необходимости осуществить закупку у единственного поставщика.
Способы проведения конкурентных госзакупок
Конкурентные госзакупки подразумевают, что в торгах участвуют несколько конкурсантов и заказчик выбирает для себя наиболее выгодного исполнителя – по цене и другим условиям. Критерии, по которым будет выбран победитель, заказчик прописывает в закупочных документах. Конкурентные закупки бывают открытыми – в них могут участвовать все желающие, и закрытыми – в них участвуют только те конкурсанты, которых пригласил заказчик.
Существует несколько способов проведения конкурентных госзакупок. Так, например, они могут осуществляться путем проведения электронного аукциона. При этом способе участники формулируют предложения без указания цены, затем заказчик объявляет стартовую цену, и после организуется аукцион – либо с ее повышением, либо с понижением. Существуют две ситуации, при которых закупки должны проводиться в форме электронного аукциона обязательно – если цена сделки является единственным критерием выбора победителя и если заказчик планирует приобрести товар или заказать услугу из особого Перечня, утвержденного Распоряжением Правительства от 21 марта 2016 года № 471-р. Электронный аукцион может быть открытым или закрытым.
Еще один способ проведения конкурса – запрос котировок. В этом случае участники подают заявки с конкретными предложениями, и побеждает тот, кто предложит самую низкую цену. Если же поступило два предложения с одинаковыми ценами контракта – побеждает тот конкурсант, который подал заявку раньше.
Если же торги проведены, но заказчика не устроил ни один из возможных вариантов, то проводится особая процедура – переторжка. В этом случае конкурсанты дают повторные предложения с улучшенной ценой.
Госзакупки могут осуществляться и путем проведения открытого или закрытого конкурса, в том числе двухэтапного. При закупках сложных и высокотехнологичных товаров и услуг поставщики, как правило, проходят предквалификационный отбор. Чтобы выдержать его, конкурсанты должны соответствовать ряду критериев, в частности:
-
иметь опыт поставки аналогичных товаров или услуг;
-
располагать необходимым оборудованием;
-
иметь право на результат интеллектуальной деятельности.
Менеджер по госзакупкам – кто он и что делает
Такого специалиста называют также тендер-менеджером. Если говорить простыми словами, то этот сотрудник должен помогать компании, в которой работает, выигрывать тендеры – искать их и организовывать эффективное участие.
От участия в тендерах во многом зависит развитие и прибыль организации, поэтому работодатель предъявляет к такому сотруднику серьезные требования, среди которых – юридическая грамотность, опыт, стрессоустойчивость, умение работать с большим объемом информации и многое другое.
Как правило, путь сотрудника начинается со стажировки – молодой специалист приходит в фирму на должность стажера в тендерный отдел, где и постигает азы профессии. К сожалению, в государственных вузах практически нет программ, которые готовят таких специалистов – так что делать это во многом придется самостоятельно. Обычно тендер-менеджеры – это специалисты с высшим юридическим или экономическим образованием. Плюсом для начинающего сотрудника будет специальность «Государственное и муниципальное управление» – в программу обучения входит информация о госзакупках.
Однако получить знания для работы менеджером по госзакупкам можно, пройдя профессиональную переподготовку онлайн. Наш дистанционный курс рассчитан на профильных специалистов, а также тех, кто только начинает путь в профессии. Он подойдет индивидуальным предпринимателям, студентам юридических и экономических вузов, будет полезен руководителям компаний, которые занимаются госзакупками. Пройти обучение в НИПКЭФ – это просто, удобно и очень интересно.
Кстати, опытный специалист по тендерам может не только работать в определенной организации, но и трудиться как самозанятый или ИП – сотрудничать с разными работодателями, в том числе специализирующимися в различных областях. Специфика работы допускает в том числе удаленный или гибридный формат. Востребованность профессии сейчас велика, а вот как сотрудник проявит себя в этой сфере – зависит только от него.