Маркетплейс: как вести бухгалтерию

06.01.2023
Маркетплейс: как вести бухгалтерию
Маркетплейс: как вести бухгалтерию

Маркетплейс – онлайн-платформа, которая предоставляет потребителям товары и услуги от разных производителей и поставщиков. Площадка удобна и выгодна для покупателей: выбор продукции здесь шире, чем в обычных онлайн-магазинах.

Поставщики тоже заинтересованы в развитии сотрудничества с маркетплейсами – они часто ставят своими целями «выход» на них, ведь так их товар станет более известным, а продажи повысятся. При этом маркетплейсы сотрудничают не только с компаниями, но и с ИП, самозанятыми – то есть шанс «подняться» при их помощи есть у всех, даже у начинающих предпринимателей.  

Еще лет 15 назад в России о таких онлайн-площадках почти никто не слышал. Сегодня ввиду большой востребованности и выгодности для всех сторон количество маркетплейсов растет. Мы легко можем назвать самые известные – Ozon, Wildberries, – хотя на деле их намного больше.


Продажа на маркетплейсе

работа на маркетплейсах в 2023 году

Изображение от Freepik

У каждой площадки есть свои особенности схем продаж, от которых зависит ведение бухучета с обеих сторон. Но общая структура схемы одинакова на всех маркетплейсах. Опишем ее по пунктам. 

  1. Существует маркетплейс, который работает с поставщиками. Маркетплейс и поставщик заключают договор, начинается их совместная работа по реализации товара. 

  2. Представители маркетплейса формируют транспортные накладные для поставки товара от поставщика на свой склад. 

  3. Маркетплейс получает товар, подтверждает его соответствие накладной, передает продавцу акт приемки. Товар поступает на склад, его карточка появляется на маркетплейсе – теперь покупатель может его выбрать и приобрести. 

  4. После оформления заказа покупатель оплачивает его на сайте или в приложении маркетплейса либо сразу, либо при получении в пункте выдачи. Деньги переводятся на счет онлайн-площадки. Покупатель получает товар. 

  5. В пользу маркетплейса переходит комиссионное вознаграждение из той суммы, которую оплатил покупатель. Деньги за продажу товара получает поставщик. 

Сделка кажется простой и взаимовыгодной. Возможности «засветиться» при помощи маркетплейса у поставщика возрастают, и, несмотря на то, что конкуренция на онлайн-площадках высока, предпринимателям выгодно реализовывать товар в том числе и таким образом. Но в каких отношениях находятся поставщик и маркетплейс?


Бухгалтерия маркетплейсов – тонкости понимания

работа на маркетплейсах в 2023 году

Изображение от Drazen Zigic на Freepik

Большинство маркетплейсов заключает с поставщиками агентский договор, в котором прописывается, что роль онлайн-площадки в сделке – посредник. Это значит, что право собственности на товар после поставки маркетплейсу сохраняется за поставщиком – и деньги от продажи также принадлежат ему. 

Маркетплейс при этом берет от сделки комиссию за такие услуги, как продажа товара и возврат, реклама, а в ряде случаев – хранение, упаковка и доставка. Для поставщика эта комиссия является расходом. 

Учет операции по реализации товара на маркетплейсе во многом схож с аналогичной операцией в розничной торговле. Разница лишь в том, что с момента доставки на склад и до момента вручения покупателю себестоимость товара будет отражена на бухгалтерском счете 45 «Товары отгруженные».


Распространенная ошибка начинающих предпринимателей

работа на маркетплейсах в 2023 году

Изображение от drobotdean на Freepik

Напомним, доходом продавца при осуществлении сделки считается сумма, перечисленная покупателем в пользу онлайн-площадки, без учета посреднической комиссии. Распространенная ошибка предпринимателя – в качестве налоговой базы принять сумму после вычета комиссии. 

При уплате налогов следует учесть всю сумму продаж. Приведем пример. Маркетплейсом за отчетный период осуществлена продажа товаров определенного поставщика на общую сумму 100 000 рублей. При этом онлайн-площадка удерживает комиссию, которая составляет 15% от суммы – то есть 15 000. Поставщику товара перечислено 85 000. 

Налог поставщику необходимо заплатить именно с изначальной суммы, то есть со 100 000 рублей. Ошибка в уплате налогов будет расценена как недоплата, и, следовательно, повлечет начисление пеней.


«Кодовое» слово

работа на маркетплейсах в 2023 году

Изображение от rawpixel.com на Freepik

Начинающие продавцы при старте продаж на маркетплейсе должны правильно указать код в ОКВЭД. Напомним, это специальный документ, благодаря которому вышестоящие органы имеют возможность понять, чем конкретно занимается предприниматель. При регистрации владелец фирмы может указать любое количество кодов, хотя юристы считают, что оптимальное их количество – от 1 до 5. 

Для продаж на маркетплейсе лучше всего указать ОКВЭД: «47.91 Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет». Этот же код будет верным, если продавец собирается реализовывать товар в обычном онлайн-магазине, ведь все эти способы реализации относятся к понятию «продажи через Интернет».  

Для самих маркетплейсов как для предпринимателей коды ОКВЭД будут иными, ведь компания осуществляет не только продажи, но и многие другие услуги. Так, в их компетенцию входят хранение товара, упаковка, работа с курьерами и т.д.


Маркетплейс и система налогообложения

работа на маркетплейсах в 2023 году

Изображение от wayhomestudio на Freepik

Маркетплейс может подвергнуться налоговым рискам вследствие недоработки условий договора с поставщиком. Так, например, налоговая служба признает неправомерными – то есть составленными с целью уклонения от налогов – те агентские договоры, в которых указана дата, после наступления которой маркетплейс должен заплатить поставщику деньги за товар, или в которых онлайн-площадка перечислила поставщику средства до момента продажи товара. Также налоговую службу насторожит ситуация, при которой онлайн-площадка не составляет необходимые отчеты и не имеет фактической возможности реализовать товар. 

Сложность может вызвать и определение налоговой базы, ведь маркетплейс выступает как агент, который получает не всю прибыль от совершенной сделки, а только агентское вознаграждение. Оно и должно облагаться налогом.

Маркетплейс-налогоплательщик может действовать как по ОСН, так и по «упрощенке». УСН допустима, если, например, площадка является посредником в сделках по импорту, действует по договору простого товарищества или доверительного управления.


Бухгалтер нужен каждому

работа на маркетплейсах в 2023 году

Изображение от nakaridore на Freepik

Начинающий предприниматель при реализации товара на маркетплейсах часто осуществляет ведение бухгалтерского учета своими силами. Если объем позиций, которые необходимо продать, небольшой, то, возможно, это решение будет рациональным. 

С увеличением продаж предпринимателю станет труднее отвлекаться от основной работы, и в этом случае ему придется отдать обязанности по бухучету на аутсорсинг, либо нанять бухгалтера. Грамотный и хорошо подготовленный сотрудник этой специальности нужен в любой компании. 

Получить профессию бухгалтера можно в НИПКЭФ – в удобном формате, качественно, без перегрузок, а также без отрыва от нынешней работы или учебы. Наш курс подойдет не только специалистам, которые хотят получить новую профессию, но и предпринимателям – для навыка грамотного ведения бизнеса.


Не нравится

Читайте также:

Бесплатная консультация
Ваша заявка принята
Отзывы о нас
  • Отзывы в Яндекс Отзывы в Яндекс

    28+ отзывов 5

  • Отзывы в 2GIS Отзывы в 2GIS

    107+ отзывов 5

  • Отзывы в Zoon Отзывы в Zoon

    64+ отзывов 4,9

  • Отзывы в Отзовик Отзывы в Отзовик

    24+ отзывов 4,9