Особенности управления в сфере образования

17.02.2025
Особенности государственного управления в сфере образования
Особенности государственного управления в сфере образования

Образование — это стратегический ресурс любого государства, от которого во многом зависит его будущее. Но кто решает, каким будет само образование? Для этого создана система государственного управления — сложный многоуровневый механизм, важным условием стабильной работы которого являются компетентные специалисты. 

Как устроена эта система и кто ей управляет? Какие законы определяют её работу? Кто решает, какие предметы должны изучать дети, где брать деньги на ремонт школы или какие стандарты применять в вузах? И главное — что нужно, чтобы стать частью команды, от которой зависит будущее страны? Рассказываем обо всём в статье.


Правовые основы государственного управления в сфере образования РФ

Детские сады и школы, колледжи и вузы, офлайн- и онлайн-курсы, развивающие центры для детей и взрослых — всё это элементы одной большой системы образования страны. От того, как устроена эта система, насколько слаженно работают все её механизмы, а главное — какого уровня и качества знания получают люди, во многом зависит и благополучие — общества и государства в целом, его экономический статус, позиция на мировом рынке. 

Грамотно выстроить все внутренние процессы и взаимодействия разных звеньев образовательной системы, обеспечить доступность знаний для всех, независимо от возраста, пола, возможностей, и гарантировать, что эти знания будут соответствовать определённым стандартам, помогает участие государства в управлении в сфере образования.

Государственное управление в сфере образования РФ — это система принципов, мероприятий, действий органов власти разных уровней, которые обеспечивают стабильное функционирование и развитие образовательной системы в стране, её соответствие законам, внешним и внутренним условиям.

Правовую базу, на которой строится работа всей системы образования, составляют:

  • Конституция РФ. Она гарантирует право каждого на образование (статья 43). 

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года). Главный закон, который определяет работу всей системы образования. В нём прописано:

    • на каких принципах основана государственная политика РФ в области образования;

    • какие уровни и формы образования существуют; 

    • кто может управлять образовательными организациями; 

    • какие права и обязанности есть у учеников, студентов, учителей и родителей и за что они несут ответственность; 

    • как финансируются школы, колледжи и вузы; 

    • кто определяет требования и стандарты и контролирует качество образования и т. д. 

  • Трудовой кодекс РФ. Регулирует работу педагогов, условия их труда, зарплаты, отпуска. 

  • Гражданский кодекс РФ. Регулирует правовые отношения в сфере образования — например, касающиеся возмездного оказания образовательных услуг, в частности — кредитов на обучение. 

Управление в сфере образования также опирается на многочисленные подзаконные акты: постановления Правительства РФ, приказы Министерства просвещения, Министерства науки и высшего образования. Важную роль играют федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), которые определяют, чему должны учить в вузах, школах, дошкольных заведениях, какие подходы при этом использовать и какие результаты это должно дать. 

Регионы могут вводить свои нормы, которые уточняют и дополняют федеральные законы. Например, субъекты РФ могут устанавливать дополнительные выплаты учителям или финансировать строительство новых школ. На муниципальном уровне принимаются местные нормативные акты, которые конкретизируют, как образовательная политика будет реализована на территории муниципалитета. 


Направления государственного управления в сфере образования РФ

Направления государственного управления в сфере образования РФ

Система государственного управления в сфере образования позволяет решать ряд важных задач:

  • обеспечивать доступность образования для всех граждан;

  • создавать и поддерживать единое образовательное пространство по всей стране;

  • развивать образовательную систему в соответствии с потребностями общества и постоянно меняющимися внешними условиями;

  • гарантировать качество образовательных услуг;

  • создавать условия для непрерывного образования;

  • защищать права всех участников образовательного процесса и др. 

В государственном управлении в сфере образования можно выделить несколько приоритетных направлений:

  • Нормативно-правовое регулирование. Это разработка и принятие законов, стандартов и правил, по которым работает вся система образования. На федеральном уровне принимаются базовые законы, утверждаются образовательные стандарты. Региональные власти принимают свои законы об образовании, которые учитывают особенности субъекта РФ. Муниципальные органы выпускают постановления о работе местных школ и детских садов.

  • Формирование образовательной политики. Образовательная политика определяет, каким будет образование в стране. В России стратегию разрабатывают на федеральном уровне — этим занимаются Минфин, Минпросвещения, Минобрнауки и Рособрнадзор. А её основные направления фиксируют в конкретных нацпроектах и госпрограммах. Например, ключевыми векторами работы национального проекта «Образование», который реализовывался с 2019 по 2024 год, были: обновление содержания образовательных программ, подготовка, переподготовка и повышение квалификации тех, кто работает в системе образования, создание современной инфраструктуры и эффективных механизмов управления. А в государственной программе РФ «Развитие образования» обозначены цели и задачи до 2030 года. 

  • Лицензирование и аккредитация образовательных организаций. Чтобы иметь право предоставлять образовательные услуги, школы, колледжи, вузы должны получить лицензию и пройти аккредитацию. Выдавая соответствующие документы, государство подтверждает: учебные программы и качество преподавания соответствуют стандартам. Выпускники учебных заведений с лицензией и аккредитацией получают документы государственного образца. 

  • Финансирование системы образования. Сюда входит бюджетное финансирование образовательных учреждений, распределение средств между уровнями образования, выделение грантов, стипендий, развитие материально-технической базы. Источниками финансирования являются бюджеты федерального, регионального и муниципального уровня. Из федерального бюджета выделяют средства на вузы, научные исследования, федеральные программы. Например, государство финансирует программу «Земский учитель» (она стартовала с 2020 года): молодым педагогам, которые едут работать в деревни, выплачивают 1 миллион рублей. Региональный бюджет обеспечивает школы, детские сады, колледжи. Муниципальный бюджет отвечает за ремонт школ, оплату коммунальных услуг, питание детей. Существует и система государственных грантов и субсидий. 

  • Контроль и надзор в образовании. Государство проверяет учебные заведения, следит за соблюдением законов и стандартов, за качеством образования. Для этого проводят инспектирование школ, мониторинг образовательных результатов, с помощью ЕГЭ, ОГЭ, ВПР оценивают уровень знаний, успеваемость учащихся. 

  • Развитие кадрового потенциала. Чтобы образование было актуальным и качественным, нужны квалифицированные педагоги. Развивать кадровый потенциал государству помогают программы повышения квалификации для учителей и преподавателей, их аттестация; поддержка молодых специалистов — дополнительные стимулирующие выплаты, льготы, гранты.

  • Цифровизация образования. Сегодня управление образованием невозможно без цифровых технологий. Например, в школах активно внедряют и используют электронные журналы и дневники, заглядывая в которые, родители могут следить за успеваемостью детей. После пандемии всё более востребованным становится дистанционное обучение — онлайн-программы делают доступными качественное столичное образование и московские дипломы.


Характеристики государственного управления в сфере образования РФ

Характеристики государственного управления в сфере образования РФ

Одна из ключевых особенностей государственного управления в сфере образования РФ – это чёткая структура, которая представлена тремя уровнями — федеральным, региональным и муниципальным. У каждого из уровней государственного управления в сфере образования своя зона ответственности: закреплён определённый круг вопросов и полномочий, которые необходимы для их решения. 


Федеральный уровень

На федеральном уровне формируют общую образовательную политику и выбирают приоритетные направления развития системы образования в России, принимают базовые законы и определяют нормы, стандарты, разрабатывают системы оценки качества образования, следят за тем, чтобы единые требования соблюдались по всей стране. 

Субъектами государственного управления в сфере образования на этом уровне являются:

  • Министерство просвещения. В его ведении — общее и среднее профессиональное образование, дополнительное образование, соцподдержка и соцзащита обучающихся, вопросы опеки и попечительства несовершеннолетних. 

  • Министерство науки и высшего образования РФ. Курирует высшее образование и науку, отвечает за развитие научных центров и наукоградов, инновационных технологий.

  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. В зоне ответственности Рособрнадзора — лицензирование и госаккредитация образовательных учреждений, аттестация специалистов — педагогов, научных работников, выпускников, проведение ЕГЭ, контроль за тем, как работают на местах, соблюдается ли законодательство и т. д. 


Региональный уровень

На этом уровне управление в сфере образования состоит в: 

  • разработке и реализации региональных программ развития;

  • адаптации федеральных требований к особенностям субъекта РФ;

  • создании и финансировании региональных образовательных организаций;

  • введении льгот и обеспечении социальной поддержки педагогов и учащихся;

  • контроле за выполнением федеральных стандартов;

  • координации работы муниципальных служб и т. д. 

В регионах сферой образования управляют министерства, департаменты, комитеты и другие органы. 


Муниципальный уровень 

В задачи государственного управления в сфере образования на местном уровне входит:

  • создание условий для получения образования на территории муниципалитета — города, района, поселения;

  • решение хозяйственных вопросов (например, ремонт зданий или закупка учебников);

  • прямое взаимодействие со школами, детскими садами;

  • организация питания в образовательных учреждениях;

  • изучение потребностей муниципалитета в специалистах определённой профессии и формирование социального заказа;

  • мониторинг работы учебных заведений и т. д. 

Отвечают за эту работу органы местного самоуправления.

Перечисленные уровни управления в сфере образования РФ постоянно взаимодействуют между собой: федеральный центр определяет общие «правила игры», регионы адаптируют их под местную специфику, а муниципалитеты реализуют конкретные меры. Это позволяет эффективно решать задачи развития отрасли с учетом как федеральных приоритетов, так и местных особенностей.


Курс Государственное и муниципальное управление в сфере образования

Курс Государственное и муниципальное управление в сфере образования

В государственной и муниципальной службе в сфере образования многих привлекают стабильность и социальные гарантии, возможность влиять на развитие образовательной системы — например, участвовать в разработке и реализации новых стандартов обучения и воспитания, реформ и госпрограмм. Перед госслужащими открываются неплохие перспективы карьерного роста — стартовав с позиции рядового специалиста в департаменте образования, можно дорасти до руководящей должности в одном из министерств и ведомств. Правда, для этого нужно уверенно ориентироваться в нормативно-правовой базе, хорошо разбираться в системе управления в сфере образования, понимать, какие органы за что отвечают и как принимаются решения.

Фундаментальную подготовку даёт обучение в вузах по специальностям: «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент в образовании», «Менеджмент и экономика в образовании». Если у вас уже есть высшее образование — например, педагогическое, психологическое, экономическое или юридическое, быстро войти в профессию помогут специализированные курсы профпереподготовки. Такой путь занимает меньше времени, чем второе высшее, и позволяет начать работать уже через несколько месяцев. 

Курс «Государственное и муниципальное управление в сфере образования» в НИПКЭФ — один из таких вариантов. Он подойдёт тем, кто хочет:

  • стать сотрудником властных структур, связанных с образованием;

  • управлять образовательными учреждениями;

  • разбираться в системе госуправления в сфере образования РФ;

  • сменить профессию и область деятельности.

Курс профпереподготовки будет полезен и 

  • действующим сотрудникам органов управления в сфере образования, которые хотят повысить квалификацию или получить диплом по новой специальности;

  • руководителям образовательных организаций, планирующим карьерный рост в органах власти;

  • выпускникам вузов, мечтающим попробовать свои силы в государственных структурах;

  • молодым специалистам, которые видят свое будущее в системе образования; 

  • служащим муниципалитетов, занимающимся вопросами образования и др.

Программа насыщенная, с ориентацией на практику. Среди тем, которые изучают слушатели:

  • Организационно-правовые основы государственного и муниципального управления в сфере образования РФ.

  • Менеджмент качества и маркетинг в сфере образования. 

  • Основы управления персоналом.

  • Управление проектами и инновациями. 

Обучение на курсе на 100% дистанционное. Для работы с материалами — лекциями, практическими заданиями, тестами — достаточно компьютера или смартфона со стабильным интернетом, т. е. учиться можно из любой точки в любое время. А если что-то пойдёт не так, можно призвать на помощь техподдержку или профессиональных кураторов. 

После завершения курса и успешного прохождения итоговой аттестации выпускники получают:

  • Диплом о профессиональной переподготовке, который даёт право работать в сфере государственного и муниципального управления образованием.

  • Практические навыки — выпускники понимают, как работает система образования, могут сразу после курса применять знания в работе.

  • Помощь в карьерном росте — новые компетенции открывают больше возможностей для работы в управлении в сфере образования.

Инвестируя в своё образование, вы повышаете свои шансы на успешную карьеру и профессиональный рост. 


Ответы на популярные вопросы

Ответы на популярные вопросы


Кто принимает решения в области образования?

В России управление в сфере образования осуществляется на трёх уровнях — федеральном, региональном и муниципальном. И решения принимают разные уровни власти:

  • на федеральном уровне устанавливают законы, внедряют образовательные стандарты, регулируют деятельность вузов;

  • на уровне регионов — отвечают за школы и колледжи, за финансирование и контроль качества образования;

  • на уровне муниципалитетов — управляют детскими садами, организуют работу школ, решают хозяйственные вопросы.


Зачем образовательным организациям нужны лицензии и аккредитации?

Лицензирование и аккредитация позволяют удостовериться, что образовательные учреждения соответствуют требованиям, установленным государством, и дают качественное образование. Например, лицензия свидетельствует о том, что у школы есть все необходимые ресурсы для ведения образовательной деятельности — помещение, оборудование, квалифицированный педагогический состав. А наличие у учебного заведения аккредитации подтверждает, что и образовательный процесс, и качество знаний, которые там получают учащиеся, соответствуют государственным образовательным стандартам.

Что государство делает для повышения качества образования?

Работу ведут сразу в нескольких направлениях:

  • обновляют образовательные стандарты и содержание программ;

  • проводят регулярные проверки учебных заведений;

  • внедряют современные технологии и методы обучения;

  • заботятся о профессиональном развитии и повышении квалификации педагогов;

  • проводят аттестацию учителей;

  • мониторят успеваемость учеников. 

Это позволяет выявлять проблемные места и вовремя делать работу над ошибками. 


Как стать государственным служащим в сфере образования РФ?

Для этого нужно: 

  • иметь высшее образование; 

  • соответствовать квалификационным требованиям; 

  • пройти конкурс на замещение должности (тестирование, собеседование); 

  • не иметь ограничений для госслужбы («противопоказаниями» могут быть, например, судимость или двойное гражданство). 

Преимуществом при прочих равных условиях может стать профильное образование («Государственное и муниципальное управление», «Управление образованием») или профпереподготовка.



Не нравится

Читайте также:

Бесплатная консультация
Ваша заявка принята
Отзывы о нас
  • Отзывы в Яндекс Отзывы в Яндекс

    49+ отзывов 5

  • Отзывы в 2GIS Отзывы в 2GIS

    124+ отзывов 5

  • Отзывы в Zoon Отзывы в Zoon

    81+ отзывов 4.9

  • Отзывы в Отзовик Отзывы в Отзовик

    27+ отзывов 4.9