Ценообразование – цели и виды

- https://nipkef.ru/about/blog/tsenoobrazovanie-tseli-i-vidy/">
Ценообразование – цели и виды

Что такое ценообразование



На современном рынке товаров и услуг очень высокая конкуренция, поскольку ежедневно формируются новые компании, желающие урвать самые лакомые кусочки и потеснить признанных лидеров. Кто-то терпит полное фиаско, а кому-то удается завоевать свое место под солнцем и обойти соперников в доходах и числе клиентов.
Добиваются этого счастливчики не благодаря фантастическому везению, а по вполне объяснимым причинам – вследствие слаженной и кропотливой работы экономистов, грамотно применивших политику ценообразования.
Давайте разбираться, что такое ценообразование, что на него влияет, каких видов оно бывает и каких целей позволяет достичь.


Ценообразование – что это такое?

Что такое ценообразование


Любой бизнес ставит перед собой задачу предложить свой товар потребителю и получить прибыль от продажи. А значит, коммерсанты обязательно должны установить некую цену на свой производственный продукт.

Если углубиться в историю, то мы узнаем, что назначать цену на свои товары люди начали с возникновением торговых отношений. Сначала торговцы использовали бартер, при котором один продукт менялся на другой (например, за лошадь продавец мог попросить три мешка с зерном). Когда появились деньги, то цены на товары стали устанавливать в денежных единицах, делали это с помощью приблизительных подсчетов, чтобы не остаться в убытке.
Сегодня под ценообразованием понимают методы установления цены на товар/услугу, которую производитель получит при продаже и которая устроит продавца и понравится покупателю. Окончательная цена выбирается, исходя из начальной стоимости продукта, цены конкурента, уровня спроса и предложений и других показателей. У нас вы можете пройти повышение квалификации: экономика, финансы и другие дисциплины, чтобы разобраться во всех этих тонкостях.


Главные задачи и цели ценообразования

Что такое ценообразование


Грамотное назначение цены на продукт выполняет производитель (или продавец), чтобы обеспечить развитие своего бизнеса. Бизнес-задачи ценообразования зависят от главной цели, которую ставит перед собой продавец, и могут быть примерно следующими:

  • увеличить доход (организовать максимальный рост продаж, а, следовательно, и выручки);
  • занять лидирующую позицию среди конкурентов (сформировать имидж и репутацию честного производителя качественной продукции);
  • занять рыночную нишу (увеличить сбыт, повысить прибыль);
  • сохранить компанию (выживание зависит от конкурентоспособной цены).
  • Это далеко не полный список возможных целей. Он может дополняться или видоизменяться в зависимости от текущей ситуации на рынке и актуальных задач производства.


Факторы, влияющие на ценообразование

Что такое ценообразование


Цена определяется, исходя из адекватных минимальных и максимальных значений. Под минимальной цифрой подразумевается цена, за которую продавец готов сбыть свой продукт с учетом затрат на производство. Максимальное значение – это сумма, которую готов заплатить покупатель. Понятно, что неоправданно дорогая продукция не будет пользоваться потребительским спросом.

Ценообразование зависит от:

  • себестоимости продукта (всей суммы, которая была затрачена в процессе производства);
  • цены конкурентов (высокая конкуренция удерживает цены примерно на одном значении);
  • позиционирования (определение принадлежности продукта к иерархии качества – эконом, бюджет, премиум, люкс – для формирования верного восприятия цены на тот или иной товар у потребительской аудитории);
  • восприятия ценника покупателями (заниженная цена насторожит и вызовет сомнения в хорошем качестве продукта, а излишне высокая окажется для некоторых людей просто неподъемной);
  • жизненного цикла товара (период, на протяжении которого товар находится на рынке, который состоит из стадий внедрения, роста, зрелости и спада; самую высокую цену за продукт можно получить на пике зрелости);
  • уровня экономики в стране (в кризисный период покупатели особенно обращают внимание на цены и стараются экономить);
  • правовых норм (существуют законы, регулирующие рамки ценообразования).
  • Стоимость товара может также зависеть:
  • от количества сделок;
  • от проводимых рекламных акций;
  • от скидок;
  • от условий оплаты;
  • от кредитов;
  • от конкретных квот;
  • от цены тендера;
  • от срока годности товара;
  • от даты отгрузки;
  • от вида товара (например, на редкий или престижный товар зачастую завышают цены).


Этапы ценообразования

Ценообразование


Ценообразование осуществляют поэтапно:

  • На первом этапе устанавливаются цели (например, увеличить прибыль или удержать клиентов).
  • Второй этап подразумевает проведение анализа факторов, которые влияют на цену продукта (важно будет определить спрос, посчитать издержки и выяснить, какая цена у конкурентов).
  • Далее выбирается способ ценообразования.
  • Четвертый этап – это определение стратегии ценообразования.
  • На последнем этапе устанавливается цена.

Виды ценообразования

Что такое ценообразование


Ценообразование классифицируется по двум видам и может быть:

  • РЫНОЧНЫМ – цены на товары и услуги устанавливает преимущественно производитель;
  • ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫМ (ГОСУДАРСТВЕННЫМ) – цены определяет государство (государственные органы и учреждения), исходя из сумм издержек на производство и реализацию продукта.
В экономике любой страны или региона используют оба этих вида ценообразования.

Стратегические методы ценообразования

Что такое ценообразование


Чтобы установить корректную и выгодную цену на товар, учесть его себестоимость и множество других факторов, специалисты выбирают различные стратегические методы ценообразования.

Основных таких стратегий три:

  • затратная (когда ориентир компании – издержки производства);
  • рыночная (компания фокусирует внимание на экономических показателях рынка);
  • параметрическая (производитель нацеливается на показатели издержек, затраченных на технико-экономические параметры товара).
Давайте рассмотрим каждую стратегию подробнее.

1. Затратные методы.
Это самая популярная стратегия, при которой цена должна покрывать затраты и приносить прибыль. Для этого следует минимализировать

  • свои расходы, определив:
  • прямые траты (сколько затрачено на изготовление продукта);
  • переменные траты (сумма, которая зависит от объема выпускаемой продукции);
  • все издержки производства;
  • рентабельность производства (показатель чистой прибыли или убытка от вложений).
Этот способ считается справедливым в отношении покупателей, но имеет свои минусы, ведь в некоторых случаях непросто посчитать точные затраты или у конкурентов могут оказаться более низкие расходы, а значит, и цена будет более привлекательной.

2. Рыночные методы.
Эти методы выбирают, чтобы установить на рынке цены для однородных продуктов, учитывая, что средний покупатель из идентичных товаров с наибольшей вероятностью выберет тот, который дешевле.
Для этого нужно:

  • рассчитать максимальную цену, которую готов платить покупатель;
  • рассчитать экономическую ценность товара (про затраты тоже нельзя забывать, чтобы с выгодой покрыть расходы).
3. Параметрические методы.
Основные методы стратегии – это:
  • методика удельной цены (цена выставляется, исходя из оценки главного параметра качества);
  • балловый метод (каждому свойству нового продукта присваиваются баллы и полученную сумму по новому продукту сравнивают с суммой по базовым продуктам);
  • расчет регрессионной зависимости (цена рассчитывается по специальной формуле, с учетом нескольких параметров, которые сравниваются с такими же параметрами выпускаемых аналогов).

***

Есть и промежуточные методики образования ценовой политики. Например, ориентированные на спрос или на конкурентов. В первом случае, цена выставляется исходя из количества покупателей, а во втором продавец оглядывается на конкурентов, изучает их цены и устанавливает среднюю (большую или меньшую, в зависимости от того, как производитель хочет представить свой конкретный продукт на рынке).


Кто занимается ценообразованием и какие знания для этого нужны?

Что такое ценообразование

Ценообразование – это важнейшая составляющая любого бизнес-предприятия, поэтому в компании, которая нацелена на развитие и покорение рынков сбыта, всегда работает квалифицированный специалист по ценообразованию. В ходе своей профессиональной деятельности такой сотрудник должен:

  • учитывать интересы компании и политическую/экономическую ситуацию в стране и мире;
  • уметь проводить маркетинговые исследования;
  • знать психологию потребителей;
  • понимать, как организуются торги, аукционы, закупки, тендеры;
  • уметь выяснить, как действуют конкуренты;
  • понимать, что такое цена и ценообразование;
  • разбираться в действующем законодательстве.

Существует множество разнообразных профессий в сфере экономики, представители которых должны уметь провести оценку рынка, спрогнозировать все возможные риски и, на основании этой информации, сформировать оптимальную цену на продукт компании.
Изучить такие специальности можно в вузах на финансово-экономических факультетов или пройдя специализированные курсы. Если вы чувствуете, что вам необходима профпереподготовка, финансы — это ваша сфера, то ждем вас на обучение в НИПКЭФ! Получив престижную и статусную профессию экономиста, можно не только работать в производственных компаниях, но и предоставлять свои услуги по ценообразованию в качестве индивидуального предпринимателя.

Не нравится

Возврат к списку

Бесплатная консультация
Ваша заявка принята
Отзывы о нас
  • Отзывы в Яндекс Отзывы в Яндекс

    14+ отзывов 4,7

  • Отзывы в 2GIS Отзывы в 2GIS

    58+ отзывов 5,5

  • Отзывы в Zoon Отзывы в Zoon

    30+ отзывов 4,9

  • Отзывы в Отзовик Отзывы в Отзовик

    14+ отзывов 4,9