- Ценообразование – что это такое?
- Главные задачи и цели ценообразования
- Факторы, влияющие на ценообразование
- Этапы ценообразования
- Виды ценообразования
- Стратегические методы ценообразования
- Кто занимается ценообразованием и какие знания для этого нужны?
На современном рынке товаров и услуг очень высокая конкуренция, поскольку ежедневно формируются новые компании, желающие урвать самые лакомые кусочки и потеснить признанных лидеров. Кто-то терпит полное фиаско, а кому-то удается завоевать свое место под солнцем и обойти соперников в доходах и числе клиентов.
Добиваются этого счастливчики не благодаря фантастическому везению, а по вполне объяснимым причинам – вследствие слаженной и кропотливой работы экономистов, грамотно применивших политику ценообразования.
Давайте разбираться, что такое ценообразование, что на него влияет, каких видов оно бывает и каких целей позволяет достичь.
Ценообразование – что это такое?
Любой бизнес ставит перед собой задачу предложить свой товар потребителю и получить прибыль от продажи. А значит, коммерсанты обязательно должны установить некую цену на свой производственный продукт.
Если углубиться в историю, то мы узнаем, что назначать цену на свои товары люди начали с возникновением торговых отношений. Сначала торговцы использовали бартер, при котором один продукт менялся на другой (например, за лошадь продавец мог попросить три мешка с зерном). Когда появились деньги, то цены на товары стали устанавливать в денежных единицах, делали это с помощью приблизительных подсчетов, чтобы не остаться в убытке.
Сегодня под ценообразованием понимают методы установления цены на товар/услугу, которую производитель получит при продаже и которая устроит продавца и понравится покупателю. Окончательная цена выбирается, исходя из начальной стоимости продукта, цены конкурента, уровня спроса и предложений и других показателей. У нас вы можете пройти повышение квалификации: экономика, финансы и другие дисциплины, чтобы разобраться во всех этих тонкостях.
Главные задачи и цели ценообразования
Грамотное назначение цены на продукт выполняет производитель (или продавец), чтобы обеспечить развитие своего бизнеса. Бизнес-задачи ценообразования зависят от главной цели, которую ставит перед собой продавец, и могут быть примерно следующими:
- увеличить доход (организовать максимальный рост продаж, а, следовательно, и выручки);
- занять лидирующую позицию среди конкурентов (сформировать имидж и репутацию честного производителя качественной продукции);
- занять рыночную нишу (увеличить сбыт, повысить прибыль);
- сохранить компанию (выживание зависит от конкурентоспособной цены).
- Это далеко не полный список возможных целей. Он может дополняться или видоизменяться в зависимости от текущей ситуации на рынке и актуальных задач производства.
Факторы, влияющие на ценообразование
Цена определяется, исходя из адекватных минимальных и максимальных значений. Под минимальной цифрой подразумевается цена, за которую продавец готов сбыть свой продукт с учетом затрат на производство. Максимальное значение – это сумма, которую готов заплатить покупатель. Понятно, что неоправданно дорогая продукция не будет пользоваться потребительским спросом.
Ценообразование зависит от:
- себестоимости продукта (всей суммы, которая была затрачена в процессе производства);
- цены конкурентов (высокая конкуренция удерживает цены примерно на одном значении);
- позиционирования (определение принадлежности продукта к иерархии качества – эконом, бюджет, премиум, люкс – для формирования верного восприятия цены на тот или иной товар у потребительской аудитории);
- восприятия ценника покупателями (заниженная цена насторожит и вызовет сомнения в хорошем качестве продукта, а излишне высокая окажется для некоторых людей просто неподъемной);
- жизненного цикла товара (период, на протяжении которого товар находится на рынке, который состоит из стадий внедрения, роста, зрелости и спада; самую высокую цену за продукт можно получить на пике зрелости);
- уровня экономики в стране (в кризисный период покупатели особенно обращают внимание на цены и стараются экономить);
- правовых норм (существуют законы, регулирующие рамки ценообразования).
- Стоимость товара может также зависеть:
- от количества сделок;
- от проводимых рекламных акций;
- от скидок;
- от условий оплаты;
- от кредитов;
- от конкретных квот;
- от цены тендера;
- от срока годности товара;
- от даты отгрузки;
- от вида товара (например, на редкий или престижный товар зачастую завышают цены).
Этапы ценообразования
Ценообразование осуществляют поэтапно:
- На первом этапе устанавливаются цели (например, увеличить прибыль или удержать клиентов).
- Второй этап подразумевает проведение анализа факторов, которые влияют на цену продукта (важно будет определить спрос, посчитать издержки и выяснить, какая цена у конкурентов).
- Далее выбирается способ ценообразования.
- Четвертый этап – это определение стратегии ценообразования.
- На последнем этапе устанавливается цена.
Виды ценообразования
Ценообразование классифицируется по двум видам и может быть:
- РЫНОЧНЫМ – цены на товары и услуги устанавливает преимущественно производитель;
- ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫМ (ГОСУДАРСТВЕННЫМ) – цены определяет государство (государственные органы и учреждения), исходя из сумм издержек на производство и реализацию продукта.
Стратегические методы ценообразования
Чтобы установить корректную и выгодную цену на товар, учесть его себестоимость и множество других факторов, специалисты выбирают различные стратегические методы ценообразования.
Основных таких стратегий три:
- затратная (когда ориентир компании – издержки производства);
- рыночная (компания фокусирует внимание на экономических показателях рынка);
- параметрическая (производитель нацеливается на показатели издержек, затраченных на технико-экономические параметры товара).
1. Затратные методы.
Это самая популярная стратегия, при которой цена должна покрывать затраты и приносить прибыль. Для этого следует минимализировать
- свои расходы, определив:
- прямые траты (сколько затрачено на изготовление продукта);
- переменные траты (сумма, которая зависит от объема выпускаемой продукции);
- все издержки производства;
- рентабельность производства (показатель чистой прибыли или убытка от вложений).
2. Рыночные методы.
Эти методы выбирают, чтобы установить на рынке цены для однородных продуктов, учитывая, что средний покупатель из идентичных товаров с наибольшей вероятностью выберет тот, который дешевле.
Для этого нужно:
- рассчитать максимальную цену, которую готов платить покупатель;
- рассчитать экономическую ценность товара (про затраты тоже нельзя забывать, чтобы с выгодой покрыть расходы).
Основные методы стратегии – это:
- методика удельной цены (цена выставляется, исходя из оценки главного параметра качества);
- балловый метод (каждому свойству нового продукта присваиваются баллы и полученную сумму по новому продукту сравнивают с суммой по базовым продуктам);
- расчет регрессионной зависимости (цена рассчитывается по специальной формуле, с учетом нескольких параметров, которые сравниваются с такими же параметрами выпускаемых аналогов).
***
Есть и промежуточные методики образования ценовой политики. Например, ориентированные на спрос или на конкурентов. В первом случае, цена выставляется исходя из количества покупателей, а во втором продавец оглядывается на конкурентов, изучает их цены и устанавливает среднюю (большую или меньшую, в зависимости от того, как производитель хочет представить свой конкретный продукт на рынке).
Кто занимается ценообразованием и какие знания для этого нужны?
Ценообразование – это важнейшая составляющая любого бизнес-предприятия, поэтому в компании, которая нацелена на развитие и покорение рынков сбыта, всегда работает квалифицированный специалист по ценообразованию. В ходе своей профессиональной деятельности такой сотрудник должен:
- учитывать интересы компании и политическую/экономическую ситуацию в стране и мире;
- уметь проводить маркетинговые исследования;
- знать психологию потребителей;
- понимать, как организуются торги, аукционы, закупки, тендеры;
- уметь выяснить, как действуют конкуренты;
- понимать, что такое цена и ценообразование;
- разбираться в действующем законодательстве.
Существует множество разнообразных профессий в сфере экономики, представители которых должны уметь провести оценку рынка, спрогнозировать все возможные риски и, на основании этой информации, сформировать оптимальную цену на продукт компании.
Изучить такие специальности можно в вузах на финансово-экономических факультетов или пройдя специализированные курсы. Если вы чувствуете, что вам необходима профпереподготовка, финансы — это ваша сфера, то ждем вас на обучение в НИПКЭФ! Получив престижную и статусную профессию экономиста, можно не только работать в производственных компаниях, но и предоставлять свои услуги по ценообразованию в качестве индивидуального предпринимателя.