Виды и уровни образования

11.04.2023
Виды и уровни образования
Виды и уровни образования

В каждой стране и даже в некоторых регионах есть свой менталитет, специфика и традиции. Из этого вытекает, что многие страны отличаются друг от друга не только принятыми в них нормами поведения, этики и морали. Такие особенности ведут и к более глобальным отличиям:

  • в религии;

  • в законодательстве;

  • в государственном и политическом устройстве;

  • в общественном устройстве;

  • в специфике научной и технологической деятельности.

Сфера образования также не является исключением. В каждой имеющей влияние на мировой арене стране можно выделить и свою педагогическую культуру и свою традицию обучения. Россия — одна из таких стран, чья образовательная система является, во многом, самобытной. Российская педагогическая школа дала много имен хорошо известных и за ее пределами. Вышинский, Луначарский, Выготский, Макаренко и многие другие являются «визитной карточкой» российского образования, что делает его систему уникальной и достойной отдельного изучения. Рассмотрим виды и уровни образования, существующие в России.


Система образования

Система образования


Система образования в России имеет сложную структуру. Чаще всего в этой системе выделяют следующие уровни образования:

  • дошкольное;

  • общее (школьное);

  • среднее профессиональное;

  • высшее;

  • дополнительное профессиональное (ДПО, переподготовка).

Такое деление не является официальным, но такой подход наиболее близок и понятен для неспециалистов, не вдающихся глубоко в нюансы российской образовательной системы.

Эта система является результатом развития и реформирования советской системы, вытекающей из системы дореволюционного российского образования. Выделим лишь только основные моменты в её работе и функционировании.

  1. С 2009 года в стране вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Образовательные учреждения любого уровня действуют строго в рамках принимаемых стандартов ФГОС. ФГОС не является строгим перечислением обязательных предметов и распределением часов по этим предметам и предполагает вариативность при выборе программ каждым учебным заведением.

  2. Принятие в 2012 году закона 273-ФЗ «Об образовании». Вся деятельность учебных заведений любого вида и уровня регулируется данным законом.

  3. Существует два органа, занимающихся выработкой нормативов и регламентов, а также контролем над их исполнением:

  • Министерство науки и высшего образования;
  • Министерство просвещения.

До 2018 года вместо двух министерств существовал один орган —  Министерство образования и науки Российской Федерации.

Высшее образование и проблема рейтинга российских ВУЗов

Высшая школа до сих пор остается главным элементом в структуре всего российского образования. Традиционно качество выпускников российских ведущих ВУЗов находится на достаточно высоком уровне, хотя часто российское высшее образование подвергается заслуженной критике. Один из таких моментов — малое число научных работ и публикаций, выпускаемых в российских университетах.  В связи с низким уровнем цитируемости российских авторов, работающих преподавателями в ВУЗах, российские высшие учебные заведения не попадают в топы мировых рейтингов.

Тем не менее тот факт, что в западных университетах преподаватели и студенты чаще задействованы в исследовательских проектах, о которых пишут ведущие мировые научные журналы, еще не говорит о низком уровне российского образования. В России преподавательский состав чаще всего сосредоточен именно на преподавании, а фундаментальная теоретическая подготовка российских студентов позволяет им без труда получать места в ведущих высокотехнологичных компаниях за рубежом. В ходе так называемой «утечки мозгов» Россию покидают большое количество выпускников высших учебных заведений. Все это еще раз говорит о том, что современные рейтинги ВУЗов не являются полностью объективными.

Инфобизнес как особый вид дополнительного образования

В последнее время в России широко распространены «несистемные» образовательные методики и программы такие как:

  • тренинги;
  • семинары;
  • мастер-классы;
  • конференции;
  • коуч-сессии и т. д.

Теоретически, их можно выделить в отдельную группу — дополнительное образование, но часто с юридической точки зрения такие курсы нельзя назвать образовательной деятельностью. Размытый статус таких мероприятий, отсутствие обязательств организаторов перед своими клиентами дают повод двояко относиться к такому явлению. С одной стороны — на таких курсах можно получить новые знания, обрести новые знакомства или просто побыть в кругу своих единомышленников. С другой — определение «инфобизнес» давно стало нарицательным, а некоторые известные бизнес-тренеры и коучи стали персонажами мемов и объектами критики.


Виды образования в России

Виды образования в России


Выше мы уже приводили общую схему структуры российского образования. Как уже было сказано, такая схема понятна неспециалистам и вполне может быть использована в качестве общей иллюстрации. На самом деле, закон 273-ФЗ выделяет 4 вида образования, в каждом из которых имеются:

  • свои уровни;
  • либо свои подвиды.

Итак, выделяется следующие 4 вида образования:

  • общее;
  • профессиональное;
  • дополнительное;
  • профессиональное обучение.

Общее образование

С общим образованием, без сомнения, сталкивался каждый российский гражданин или резидент РФ. В нем выделяют 4 следующих уровня:

  • дошкольное (ясли и детский сад);
  • начальное общее (начальная школа — 1-4 классы);
  • основное общее (до 9 класса школы);
  • среднее общее (10-11 классы школы).

Обучение в школе является обязательным для каждого российского гражданина. После окончания 9 класса ученик может продолжать обучение в 10 и 11 классах  либо поступить в колледж или лицей, о чем мы еще расскажем. После окончания 11 класса все школьники сдают единый государственный экзамен (ЕГЭ), результаты которого можно использовать для подачи заявления на поступление в ВУЗ. Этот факт сильно упрощает поступление для тех абитуриентов, которые живут в других городах либо в отдаленных местностях.

С 1 сентября 2023 года все российские школы планируется перевести на  единую программу обучения. В этом смысле в российских школах исчезнет вариативность обучения, но плюсом будет тот факт, что каждая школа будет обучать учеников по единой утвержденной программе. В идеале такой подход должен обеспечить равенство для всех обучающихся в реализации их основного права — права на образование.

Профессиональное образование

Профессиональное образование (ПО) также имеет свои уровни:

  • среднее профессиональное образование;
  • высшее — бакалавриат;
  • высшее — специалитет, магистратура;
  • высшее — подготовка кадров высшей квалификации.

Поступают в колледж обычно после 9 или 11 класса. Основанием для поступления является аттестат о среднем образовании. Как правило,  для поступления в такое заведение сдавать экзамены не требуется, но прием происходит на базе конкурса аттестатов, если количество абитуриентов превышает количество бюджетных мест.  Конкурс проводится на основе среднего балла аттестата, либо среднего балла по профильным предметам.

Студенты, поступившие в колледж после 9-го класса, помимо профессионального обучения по выбранной специальности, проходят программу 10 и 11 класса. В итоге, при желании после окончания обучения они могут сдавать ЕГЭ так же, как и выпускники школ.

Этот факт делает обучение в колледжах все более привлекательным. После обучения в колледже у выпускника на руках оказывается диплом о среднем профессиональном образовании, а значит — у него уже есть возможность устроиться работать по специальности. Имея возможность сдать ЕГЭ, он также, наравне со вчерашними школьниками претендует на поступление в ВУЗ. В некоторых ВУЗах сохраняется система внутренних вступительных экзаменов, которые, в частности, могут сдавать выпускники колледжей. К тому же, как правило, студентам с «красными» дипломами и аттестатами начисляются дополнительные баллы при поступлении. Если студент сознательно выбрал организацию ПО, то получить такой «красный» диплом ему будет гораздо легче, чем в школе.

Переходя к высшему образованию, отметим, что система бакалавриата и магистратуры — следствие перехода России к Болонской системе образования, которая разделена на три ступени:

  • бакалавриат;
  • магистратуру;
  • докторат.

Специалитет сегодня является полным аналогом существовавшей еще в СССР системы получения высшего образования, включавшей в себя пять курсов обучения, преддипломную и дипломную практики.

Докторат в России так и не прижился. Докторату приблизительно соответствует этап подготовки кадров высшей квалификации, которая в зависимости от направленности ВУЗа имеет название:

  • аспирантуры;
  • адъюнктуры;
  • интернатуры.

Отметим, что российское высшее образование так никогда полностью и не перешло на Болонскую систему. Дипломы бакалавров и магистров многих ВУЗов (но не всех) не имели признания среди стран, присоединившихся к этой системе. В последнее время российские выпускники не могут массово бывать за границей.  В связи с этим министр науки и высшего образования Валерий Фальков в мае 2022 года заявил о выходе России из Болонской системы. Это же направление подтвердил и президент Путин в своем послании Федеральному Собранию от 22 февраля 2023 года, заявив, что Россия будет возвращаться к традиционной для высшего образования практике подготовки специалистов.

Таким образом, в ближайшее время стоит ждать очередной реформы высшего образования, после которого в нем  останутся существовать только два уровня, а бакалавриат и магистратура будут отменены.

Дополнительное образование

Дополнительное образование делится на такие подвиды как:

  • дополнительное образование детей и взрослых;
  • дополнительное профессиональное образование (ДПО).

Становится понятным, что этот вид образования объединяет сильно отличающиеся друг от друга разновидности образовательных программ. Очень часто эти программы с трудом поддаются какой-либо классификации. Мы уже рассказали об инфобизнесе и о том, что строгих критериев для его классификации в законодательстве не существует.

Говоря строгим языком, юридически к дополнительному образованию можно отнести:

  • развивающие программы и «кружки»;
  • программы обучения в школах искусств;
  • спортивные школы и секции.

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) выделяется в особый подвид дополнительного образования. Развитие телекоммуникационных технологий дало возможность развивать дистанционный формат обучения, очень популярный при получении ДПО. Дистанционное обучение, дополнительное профессиональное образование стали уже, фактически, синонимами. 

Обучение в организациях ДПО позволяет без потерь времени и лишних переплат:

  • повышать квалификацию;
  • осуществлять профессиональную переподготовку.

Уже сейчас организации ДПО составляют серьезную конкуренцию традиционным ВУЗам, так как все большее количество слушателей предпочитает проходить обучение по программам ДПО, а не получать второе высшее образование. Отметим, что многие ВУЗы также работают в области ДПО, но пока что они заметно проигрывают профильным организациям ДПО по степени клиентоориентированности.

Во многих профессиях и отраслях растет спрос на специалистов с практическими навыками и умениями, а не на «корочки» — это является еще одним из факторов повышения спроса на услуги ДПО. Пройти ДПО — отличный вариант для того, чтобы, не тратя время и лишние средства, получить необходимые профессиональные компетенции.

Итак, все вышеперечисленные факторы постепенно перенаправляют поток студентов в сторону организаций ДПО. Подытожим главные преимущества, которые предоставляют организации ДПО своим студентам:

  • более гибкий подход к слушателям;
  • большая клиентоориентированность;
  • концентрация на обучение практическим навыкам.

Профессиональное обучение рабочих и служащих

Еще один вид образования, который часто путают и со средним профессиональным образованием, и с ДПО. В российской законодательной системе есть много странностей и нюансов и термин «профессиональное обучение» — один из таких нюансов.

Отличия между профессиональным обучением и средним профессиональным образованием состоят в том, что для каждого из них существует свой перечень профессий.

Для профессионального обучения — перечень профессий рабочих, должностей служащих, утвержденный приказом Министерства образования и науки N 513 от 2 июля 2013 г.

Для среднего профессионального образования — перечень профессий и специальностей, утвержденный приказом Министерства образования и науки N 1199 от 29 октября 2013 г.

Программы профессиональное образования соответствуют ФГОС, а профессиональное обучение — профессиональным стандартам или установленным квалификационным требованиям.

После успешного окончания профессионального образования выпускнику вручается диплом, а после окончания профессионального обучения — свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.


Какой вид образования в НИПКЭФ

Какой вид образования в НИПКЭФ

Наш институт проводит обучение по программам дополнительного профессионального образования (ДПО) в сфере экономики и финансов. Это значит, что вы можете получить у нас новую специальность по направлениям:

  • аудита;
  • бухгалтерского учета;
  • закупок;
  • арбитражного управления;
  • управления рисками предприятия.

Также, помимо указанных направлений, вы можете пройти у нас обучение на курсах повышения квалификации по направлениям:

  • обучение работе в продуктах фирмы 1С;
  • налогообложение;
  • бюджетирование;
  • делопроизводство;
  • электронный документооборот и многим другим.

Каждый наш выпускник, успешно сдавший итоговую аттестацию, получает диплом установленного образца, информация о котором вносится в федеральный реестр  Рособрнадзора (ФРДО), что соответствует требованиям закона 273-ФЗ «Об образовании».


Преимущества обучения

Преимущества обучения


В первую очередь отметим, что НИПКЭФ является организацией узкого профиля, сосредоточенной исключительно на преподавании в финансово-экономической сфере. Мы не беремся быть первыми во всех популярных на сегодня видах и уровнях образования, сосредоточившись исключительно на одном направлении. Таким образом, мы берем на себя смелость сказать, что наш уровень компетенции позволяет нам  поддерживать высокий уровень преподавания, делая нас одним из лидеров среди организаций ДПО.

Помимо этого, мы предлагаем вам:

  • учебные программы, построенные на основе федеральных стандартов (ФГОС);

  • удобный личный кабинет и доступ к бесплатным вебинарам;

  • обучение в организации, имеющей официальную лицензию, выданную Московским департаментом образования и науки;

  • беспроцентную рассрочку — вы можете вносить всю сумму равными частями в течение всего периода обучения без банковского кредита.

Мы ждем вашей заявки на прохождение обучения на наших дистанционных курсах. Наша служба поддержки с радостью ответит на все ваши вопросы. Приходите к нам и сами убедитесь во всех озвученных нами преимуществах!

Проходите обучение в НИПКЭФ, обучайтесь и делайте свою жизнь лучше вместе с нами!

Не нравится

Читайте также:

Бесплатная консультация
Ваша заявка принята
Отзывы о нас
  • Отзывы в Яндекс Отзывы в Яндекс

    45+ отзывов 5

  • Отзывы в 2GIS Отзывы в 2GIS

    139+ отзывов 5

  • Отзывы в Zoon Отзывы в Zoon

    81+ отзывов 4.9

  • Отзывы в Отзовик Отзывы в Отзовик

    26+ отзывов 4.9