Монополии появляются по различным причинам – как объективным, так и неестественным – например, создаются определенным игроком рынка с целью получить монополистическую прибыль. Именно поэтому во многих странах установлены законы об охране конкуренции, а также созданы специальные антимонопольные службы.
Причины возникновения монополии
Как правило, в условиях рыночной системы у покупателей есть выбор, а у продавцов – конкуренты. Возьмем формат «продуктовый магазин эконом-класса». Таких магазинов немало, и, если покупателю не нравится один, он пойдет в другой – туда, где больше ассортимент и короче очереди. А владельцы бизнеса в такой ситуации будут думать, как сделать так, чтобы именно в их магазин приходили чаще. Для бизнеса такая ситуация естественна.
Однако в ряде случаев в экономике появляются монополисты – крупные компании, контролирующие цену и объем предложений. К монополистам относят наиболее могущественных игроков рынка. Они производят львиную долю той или иной продукции, существенно влияют на ценообразование и получают высокую прибыль.
Откуда берутся монополисты? Во-первых, контроль рынка монополистом может достигаться за счет того, что в мире или в стране не существует фирмы с аналогичным капиталом. Это значит, что нет компании, которая может поставлять товары или услуги в таком же объеме и качестве, как монополист. Так может случиться, например, из-за того, что создание конкурента потребует единовременных крупных вложений, которые позже не окупятся.
Во-вторых, причиной появления монополии может стать внешнеэкономическая политика, направленная на защиту отечественного рынка от иностранной конкуренции.
В-третьих, монополии могут появляться через слияние компаний – более крупная фирма может купить «младшего» конкурента с целью устранения соперничества на рынке. Еще одна причина появления монополии – контроль одной компанией какого-то ресурса или уникального изобретения.
Виды монополий
Исходя из причин появления, можно выделить несколько видов монополий.
-
К естественной монополии можно отнести, например, железные дороги или объекты газо- и водоснабжения. Это такие системы, работа которых в отсутствии конкуренции в силу технологических причин становится более эффективной. Такие монополии появляются тогда, когда производство любого количества продукции одной фирмой обходится экономике страны дешевле, чем производство такого же объема товара двумя или более компаниями.
-
Государственная монополия – это монополия, созданная законодательством и определяющая границы деятельности монополиста и компетенцию контролирующих органов. Государственная монополия устанавливается на товары массового потребления, например, на табак и спиртные напитки. К этому виду монополии относится также монополия на внешнюю торговлю – право на внешнеэкономическую деятельность, закрепленное исключительно за государством.
-
Открытая монополия – это временная ситуация, связанная с появлением у предприятия или фирмы уникальной услуги или товара. Открытая монополия будет фигурировать на рынке до тех пор, пока конкуренты не освоят аналоги.
Особо выделяется монополия на рынке труда – ситуация, при которой все предложения по работе контролируются одной организацией.
Отметим, что классификация является условной. Тем или иным монополистам могут быть присущи черты разных видов монополий. Так, в России естественными монополистами можно назвать, например, ОАО «РЖД» и ПАО «Газпром».
Формы монополий
Как уже говорилось, зачастую монополии появляются за счет слияния или объединения компаний. Самыми простыми из таких объединений являются картели и синдикаты.
-
Картель – объединение предприятий одной отрасли. Участники картеля сохраняют собственность на изготовляемый продукт, поддерживают коммерческую самостоятельность. Они договариваются о доли каждого участника в общем объеме производства, а также о цене на товар и рынках сбыта. Примером картели на рынке тягового подвижного состава можно назвать ОАО «РЖД».
-
В отличие от картелей, участники синдикатов утрачивают коммерческую самостоятельность. Сбыт в таких объединениях осуществляет общая контора. В современном обществе синдикаты существуют, как правило, в торговле и производстве. Примером может служить алмазный синдикат «Де Бирс», который осуществляет контроль над мировым рынком необработанных алмазов.
Существует и более сложная форма монополии – трест. Трест появляется, когда возникает необходимость слияния нескольких производств в рамках одной корпорации. Участники треста объединяют сбыт товаров, финансы, а также собственно производство. Владельцы получают акции треста – они позволяют участвовать в управлении и присваивать часть прибыли. В России есть немало промышленно-строительных, горно-металлургических и других трестов.
Сложнейшей формой объединения является концерн. Он представляет группу из разных отраслей промышленности, сохраняющих юридическую и хозяйственную самостоятельность. Примером концерна является немецкая компания Volkswagen – объединение предприятий из таких экономических отраслей, как автомобилестроение, судостроение и т. д.
Основную часть своей деятельности монополии ведут через закупки. Чтобы работать с ними, необходимо пройти обучение тендерам, и сделать это можно в нашем институте. Ознакомьтесь с программой, за 4 месяца вы узнаете все о видах тендеров, электронных торговых площадках, особенностях участия в закупках и законодательстве в этой сфере. И все это можно сделать дистанционно.
Плюсы и минусы монополий
Для монополиста существует немало плюсов собственного положения на рынке. Основной «бонус» обстоятельств – возможность диктовать свои условия сбыта, устанавливать цены без оглядки на действия конкурентов. За счет этого монополист, как правило, получает большое количество финансовых средств, а значит, может тратить их на совершенствование производства, новые научные открытия и улучшение качества продукции. Монополисты более устойчивы к последствиям экономического кризиса.
Но, как у любого явления, у положения монополиста на рынке есть свои минусы. Из-за отсутствия конкурентов на рынке в ряде случаев может пропасть стимул повышать качество продукции. Кроме того, монополист имеет возможность увеличивать собственную прибыль за счет ухудшения качества товаров, а также устанавливать максимально высокие цены на свою продукцию.
История и оценки
Слово «монополия» имеет греческое происхождение. Термин переводится на русский язык как «продаю один» – и этот перевод является очень точным объяснением понятия. Что интересно, первые «монополисты» также появились в Древней Греции и отношение к ним было, скорее, позитивным. Аристотель, например, отмечал, что монополия – результат умелой хозяйственной политики.
Но тот же философ оговаривался, что в ряде случаев монополисты ведут себя некорректно. Так, например, он упоминал о торговце, который скупил из мастерских всё железо и начал без зазрения совести продавать его с надбавкой. В наши дни такого «предпринимателя» назвали бы, скорее, спекулянтом, чем монополистом, но идея философа понятна – преимущества монополии игрок рынка может использовать сугубо в личных целях.
Возможно, эти записи Аристотеля актуальны и в наши дни. Напрашивается вывод – монополия является неотъемлемой частью экономики, ее нельзя однозначно оценивать как что-то отрицательное или, наоборот, положительное. Монополии создаются людьми, а значит, люди могут извлечь из этой структуры пользу для экономики и общества в целом.