Методология Scrum: что это, для чего нужна?

21.09.2023
Методология Scrum: что это, для чего нужна?
Методология Scrum: что это, для чего нужна?

Сегодня проектный формат работы используют в самых разных областях — в IT, маркетинге, науке, строительстве, образовании и других. При этом в каждой сфере — свои задачи, приемы, технологии, продиктованные спецификой деятельности. А результат работы во многом зависит от того, какую методику выбирают для управления проектом. 

Особой популярностью пользуются Agile-технологии, отличающиеся гибкостью, наглядностью, прозрачностью. Предлагаем познакомиться с одной из них — Scrum — более детально. 

Scrum: определение и суть подхода

Scrum: определение и суть подхода

Scrum — это способ организации процессов в компании или ее подразделении, ключевыми ориентирами которого являются командная работа, адаптивность и непрерывное самосовершенствование. Такой метод дает хорошие результаты в сфере разработки ПО, но активно внедряется и в других отраслях.

Попробуем объяснить суть методологии Scrum простыми словами. 

Прежде чем начать работать над проектом, его делят на части — их называют спринтами. Продолжительность каждого такого отрезка («рывка»), как правило от одной до четырех недель. В течение этого времени нужно выполнить определенный набор задач, достичь поставленной цели. Чтобы отслеживать динамику, распределять нагрузку, оценивать прогресс, анализировать ошибки и проблемы, мешающие реализации запланированного, сотрудники ежедневно собираются на короткие планерки. Такие мини-совещания позволяют оперативно решать возникающие вопросы и помогают всем участникам процесса быть на одной волне. Важную роль тут играет наглядность: все шаги от «в планах» до «готово» фиксируются с помощью стикеров и маркеров на доске для визуализации (как в Kanban).

Прозрачность рабочих процессов, активное взаимодействие друг с другом, постоянные коммуникации и быстрые отклики по поводу промежуточных результатов — вот что имеет важное значение для компаний, которые выбирают для себя формат Scrum. 

Благодаря дроблению всего объема работы на фрагменты удается повысить адаптивность и производительность сотрудников, сократить временные затраты на получение замечаний от заказчиков и внесение корректив, а в итоге представить продукт, который соответствует обновленным требованиям и приоритетам, отличным от того, что было на старте. 

Краткая история появления Scrum и ее авторы

Краткая история появления Scrum и ее авторы

Слово «scrum» в переводе с английского означает «схватку, свалку, толпу» и имеет самое непосредственное отношение к регби. В этом виде спорта скрамом называют способ возобновления игры после незначительного нарушения правил и паузы в поединке. «Схватку» (сцепку) образуют игроки команд, которые встают плечом к плечу и пытаются завладеть мячом при вбрасывании. 

Применительно к разработчикам это слово впервые употребили в своей статье японские ученые Икуджиро Нонака и Хиротака Такеучи. Было это в 1986 году. Чуть позже — в начале 1990-х — статья японцев вдохновила американского программиста Джеффа Сазерленда и его коллегу — разработчика ПО Кена Швабера — на создание нового способа организации производственных процессов, который и получил название Scrum. 

Предложенная ими технология стала ответом на традиционные методы управления, которые зачастую были жесткими, неадаптивными. В отличие от них Scrum концепция была нацелена на решение проблем, связанных с быстро меняющимися запросами и непредсказуемой средой, подчеркивала важность самоорганизующихся команд, итеративной разработки и непрерывной обратной связи.

Изначально метод использовался в основном при создании программных средств, но впоследствии его ключевые положения и практика были адаптированы и применены в различных областях, не связанных с IT.

Чем Scrum отличается от Kanban и Agile?

Чем Scrum отличается от Kanban и Agile?

Все три термина имеют отношение к эффективному управлению. И все же, несмотря на некоторое сходство, между Scrum, Kanban и Agile существуют явные отличия.

  • Agile переводится с английского как подвижный, гибкий, маневренный. В этом и состоит суть такого подхода к организации производственных процессов. Это более широкий термин, охватывающий различные методики управления, в число которых входят Scrum и Kanban. Эджайл можно назвать скорее философией, определяющей образ мышления, ценности и принципы, среди которых приоритетными являются сотрудничество с заказчиком, адаптивность и незамедлительное реагирование на изменения. Концепция поощряет итеративность и инкрементальность в организации производственной деятельности, кросс-функциональность команд и готовность работать в непрерывном взаимодействии с заказчиком и потребителями — чтобы получить отклик. А скрам и канбан — это методы, которые реализуют положения Эджайл.

  • Kanban — это подвижная система, с помощью которой можно оптимизировать поток работ. Базируясь на идеях бережливого производства Lean, эта система ориентируется на сокращении отходов и повышении эффективности. Kanban использует визуальную доску со столбцами, представляющими различные этапы осуществления задуманного — начиная с того, что пока еще в планах («Выполнить»), и завершая подведением итогов («Сделано»). По мере реализации пунктов плана карточки с заданиями перемещаются по доске — меняется их статус (уровень выполнения). Над решением задач работают в зависимости от возможностей и спроса. Упор в Kanban делается на непрерывное выполнение работ и ограничение незавершенного производства. Заранее обозначенных ролей и церемоний, как в Scrum, в этом методе нет.

  • Scrum — это система, фокус которой направлен на создание ценности за короткие итерации. Базой для этой системы служат положения Agile, а ее главные приоритеты — сотрудничество, самоорганизация и непрерывное совершенствование. Кроме того, для Scrum характерно четкое распределение ролей (в каждой группе есть владелец, мастер и команда разработчиков), регулярное проведение так называемых церемоний (к ним относятся, например, ежедневные стендапы) и наличие артефактов (их можно сравнить с сопроводительными документами, главным из которых является бэклог продукта). 

Основные составляющие методологии 

Основные составляющие методологии 

Кирпичиками, из которых складывается устойчивая, но гибкая система Scrum, являются — команда, принципы, артефакты и мероприятия. Рассмотрим каждый из элементов более детально. 

Команда 

В системе Scrum есть три ключевые позиции — владелец продукта, Scrum мастер и команда разработчиков, которая, как правило, состоит из 3-9 человек. У каждой из перечисленных ролей есть свои обязанности и задачи, выполнение которых обеспечивает успешную реализацию Scrum приемов.

1. Команда разработчиков:
  • состоит из специалистов разных профессий, может включать дизайнеров, маркетологов, программистов и др.;

  • ее члены самоорганизуются и вместе решают, как оптимально выстроить работу в рамках «рывка», без вмешательства извне;

  • они активно коммуницируют с владельцем, чтобы достичь взаимопонимания и получать обновления запросов и уточнения приоритетных моментов;

  • они разбивают бэклог продукта на более мелкие задания, оценивают усилия, которые нужно затратить на выполнение каждого из них;

  • команда отвечает за качественное выполнение работы и достижение целей каждого конкретного временного отрезка;

  • члены команды постоянно общаются и сотрудничают, чтобы обеспечить прозрачность и максимальную производительность.

2. Scrum мастер:
  • играет роль лидера-слуги (предназначение которого — служение людям, проявляющееся, например, в создании максимально комфортных условий для реализации запланированного);

  • является организатором процесса и внимательно следит за тем, как команда соблюдает базовые принципы Scrum;

  • тренирует команду, направляет игроков, всячески содействует им в достижении поставленных целей;

  • устраняет преграды, которые могут тормозить прогресс команды;

  • отвечает за организацию мероприятий (событий) Scrum;

  • содействует совершенствованию команды.

3. Владелец продукта:
  • эту роль играет сам заказчик или его представитель;

  • консультирует команду, обновляет вводные данные, передает свежие запросы заинтересованных сторон;

  • обозначает приоритеты, расставляет акценты в бэклоге продукта, приводит этот артефакт в соответствие с общим видением и назначением создаваемого продукта;

  • взаимодействует с заинтересованными сторонами для сбора требований, понимания потребностей пользователей и определения функций продукта;

  • тесно коммуницирует с командой разработчиков, уточняя критерии, отвечая на вопросы и предоставляя быструю обратную связь (фидбэк) по выполняемым работам;

  • имеет право принимать или отклонять результаты работы.

Таким образом, скрам-мастер фокусируется на создании максимально комфортных условий для реализации планов, владелец продукта — на определении и приоритизации функций и характеристик продукта, а команда разработчиков — на выпуске нового продукта. Благодаря совместной работе и соблюдению правил Scrum команда добивается высоких результатов.

Принципы

Чтобы система Scrum эффективно работала и обеспечивала достижение желаемых результатов (а ими является, например, создание высококачественного ПО), предстоит соблюсти ряд ключевых правил. 

Вот они:

  • Итеративность. Scrum делит весь фронт работ на ограниченные по времени фазы — итерации. Каждая такая фаза обычно длится от двух до четырех недель, в течение которых команда работает над выполнением определенного набора задач. Это позволяет вести инкрементную разработку и систематически предоставлять ценные приращения своего детища.

  • Гибкость. Scrum признает: пока специалисты работают над проектом, условия могут измениться, что повлечет за собой смещение приоритетов и трансформацию запросов. Эта установка позволяет адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, сохраняя таким образом актуальность творения и его и ценности.

  • Включение потребителей (заказчиков и потенциальных пользователей) в работу. Такое участие предполагает в первую очередь обратную связь, посредством чего команда создает продукт, соответствующий потребностям и ожиданиям. Для сбора отзывов и внесения соответствующих корректировок проводятся систематические обзоры и демонстрации.

  • Командное взаимодействие. Разработчики, скрам-мастер и владелец преследуют единые цели и трудятся в плотном контакте. Такое активное взаимодействие способствует плодотворному общению, быстрому разруливанию проблем и принятию решений, что приводит команду к успеху.

Следуя этим установкам, команды создают ценности постепенно, быстро реагируют на изменения и постоянно совершенствуют и производственные процессы, и продукты.

Артефакты 

Артефактами называют важные компоненты скрам-системы, которые нужны для планирования, реализации и контроля проектов. Всего их три — бэклог продукта, бэклог спринта и инкремент. Расшифруем эти понятия.

  • Бэклог продукта можно сравнить с детальным планом, перечнем всех функций, которыми должен обладать создаваемый продукт, всех корректив, которые помогут его улучшить, довести до совершенства. То есть это все пожелания, которые необходимо реализовать в продукте, с расстановкой приоритетов. Этим документом заведует владелец продукта. Поскольку требования заказчиков часто меняются, бэклог продукта чутко реагирует на ситуацию. Он не монолитен, а динамичен, постоянно трансформируется, развивается: в него вносят коррективы, меняют расстановку приоритетов, добавляют новые критерии — адаптируют его под меняющиеся ожидания, отзывы клиентов и потребности бизнеса. 

  • Бэклог спринта является фактически фрагментом бэклога продукта. Он представляет собой часть задач, которые выбраны владельцем продукта и командой разработчиков для завершения в течение установленного периода. То есть это, по сути, план, в соответствии с которым специалисты работают в рамках отрезка пути. 

  • Инкремент (в переводе с английского increment — прирост, прибавка, приращение, шаг) — это результат, которого добивается команда к завершению очередного временного промежутка. Целью каждого «рывка» является логическое завершение стадии работы, создание ценности (инкремента), которую можно продемонстрировать заинтересованным сторонам или выпустить на рынок. Это показатель прогресса, используемый в проверке и сборе отзывов о продукте.

Артефакты обеспечивают прозрачность всех процессов, согласованность действий рабочей группы и позволяют в итоге получить продукт, отвечающий представлениям, видению заказчиков, потребностям бизнеса.

Мероприятия

Следуя положениям методологии Scrum, команда работает над проектом, разбивая его на ограниченные по времени итерации. Продолжительность каждого такого промежутка составляет обычно несколько недель (от одной до четырех). В рамках каждого отдельно взятого периода проводится несколько мероприятий (их еще называют церемониями или событиями):

  • Планирование спринта. Начинается все с того, что владелец продукта рассказывает всем участникам процесса о приоритетных элементах бэклога продукта. Затем «игроки» команды совместно определяют, над какими пунктами плана работать в течение цикла, и формируют бэклог спринта. 

  • Спринт. Предусматривает выполнение задач, обозначенных в бэклоге спринта, включает разработку и пошаговое тестирование, что к завершению периода должно дать потенциально готовый к релизу продукт. 

  • Ежедневный стендап. Так называют короткие встречи (митинг), которые обычно длятся около 15 минут. Подобные планерки нужны для синхронизации работы всех участников группы и обсуждения достигнутого прогресса. Каждый член команды отвечает на вопросы: 

  1. Что удалось сделать вчера? 

  2. Что в планах на сегодня? 

  3. Есть ли что-то, что мешает выполнять задачи и продвигаться вперед? 

  • Обзор спринта. Каждый «рывок» завершается обзором. Специалисты представляют результаты, к которым удалось прийти, владельцу продукта и другим заинтересованным лицам. Обзор конкретного цикла делают, чтобы получить отклики и проверить, соответствует ли работа согласованным критериям приемки.

  • Ретроспектива спринта. Так называют собрание, которое проходит после обзора спринта. В программе такого собрания — анализ положительных и отрицательных моментов, формулировка выводов о том, что можно улучшить. То есть ретроспектива — это возможность непрерывно самосовершенствоваться, оптимизировать режим работы.

В каждом «рывке» все этапы повторяются. Благодаря этому удается сохранить активное взаимодействие — как внутри группы, так и с другими заинтересованными сторонами, что позволяет оперативно получать фидбэк, реагировать на отклики, адаптироваться и постепенно развиваться. 

Преимущества и ограничения Scrum

Преимущества и ограничения Scrum

Scrum — популярная Agile-технология, ценный инструмент, который упрощает эффективное управление проектами. Как у большинства методик, у скрам-концепции есть и сильные стороны, и ограничения. 

К преимуществам методологии относятся:

  • Наглядность процесса. Она достигается при помощи таких элементарных инструментов, как доска, стикеры и карандаши или маркеры и делает более простым и удобным отслеживание хода работ. 

  • Гибкость. Выполняя задания, команда постоянно получает обратный отклик, анализирует изменившиеся запросы и реагирует на них — адаптируется. Благодаря этому конечный продукт получится максимально соответствующим ожиданиям заказчиков и пользователей. 

  • Акцент на работе в команде и активном взаимодействии «игроков». Это повышает результативность сотрудничества и производительность участников процесса, обеспечивает обмен знаниями, способствует эффективному решению проблем, реализации творческого потенциала. 

  • Ускорение вывода продукции на рынок. Итеративный подход (по сути — деление слона на кусочки) обеспечивает раннюю и непрерывную ответную реакцию от заинтересованных сторон. Это становится гарантией того, что конечный продукт скорее выйдет на рынок и будет соответствовать потребностям бизнеса.

  • Прозрачность. Мероприятия, которые проводятся в рамках каждого этапа, позволяют выявлять потенциальные проблемы и узкие места на ранних стадиях. Благодаря этому своевременно вносятся коррективы и обеспечивается четкое понимание статуса проекта всеми участниками.

  • Непрерывное совершенствование. Ретроспективы, проводимые в конце каждой ступени, дают командам возможность систематически анализировать ход работы, обнаруживать моменты, требующие улучшения, и внедрять изменения в последующих спринтах. Результатом такой ориентации на непрерывное обучение и адаптацию становятся более качественные продукты и оптимально выстроенная деятельность.

Ограничения Scrum можно сформулировать так:

  • Сложности при реализации глобальных программ. Скрам-метод хорош для малых и средних проектов, когда количество членов команды ограничено. А вот масштабирование Scrum, например, для использования в организации с несколькими командами, может оказаться труднореализуемым. 

  • Отсутствие предсказуемости. Упор на адаптивность и реагирование на изменения может затруднить точное прогнозирование сроков и результатов. Кроме того, конечный продукт может существенно отличаться от первоначального плана.

  • Требования к навыкам и опыту. Чтобы эффективно внедрять правила и практики методологии Scrum, всем членам команды необходимо понимать структуру, роли и церемонии. Каждый человек, участвующий в разработке, должен обладать хорошими коммуникативными навыками, уметь работать в команде. В противном случае трудности неизбежны.

  • Зависимость от активного участия заказчиков или их представителей. Недоступность сторон заказчиков или отсутствие какой-либо реакции на запросы станет препятствием для реализации планов и принятия командой решений, что скорее всего отразится на успехе предприятия.

Для каких задач стоит задействовать скрам-метод?

Для каких задач стоит задействовать скрам-метод?

Эта подвижная методика подходит для самых разных отраслей и типов команд. 

Есть смысл использовать Scrum подход 

  • в сфере IT — чтобы управлять процессами на протяжении всего жизненного цикла ПО, определять приоритетность задач, настраивать регулярный фидбэк и сотрудничество между членами команды;

  • в улучшении существующих продуктов или создании новых — для дробления сложных проектов на управляемые задачи, стабильного обратного отклика и корректив в соответствии с потребностями заказчика;

  • в маркетинговых кампаниях — чтобы быстро адаптировать и изменять стратегии на основе обратной связи с рынком;

  • в планировании мероприятий — чтобы обеспечить эффективное взаимодействие и коммуникацию между организаторами событий;

  • в исследовательских проектах и т. д.

Где можно этому научиться?

Где можно этому научиться?

Хотите разбираться во всех тонкостях современных методов и технологий, уметь эффективно планировать и реализовывать задуманное? Приглашаем на курсы повышения квалификации по менеджменту в НИПКЭФ. У нас вы сможете актуализировать свои знания, освоить востребованную профессию или найти точки роста и развития. 

Обучение в НИПКЭФ имеет ряд существенных преимуществ:

  1. Вы сможете приступить к занятиям сразу после оплаты выбранного курса. 

  2. Вы будете планировать работу над учебными материалами и практическими заданиями так, как хочется вам — обучение у нас дистанционное, а образовательная платформа доступна нашим слушателям в режиме 24/7.

  3. НИПКЭФ предоставляет своим студентам комфортные условия оплаты — у вас есть возможность оформить беспроцентную рассрочку платежа, причем это никак не скажется на стоимости курса. 

  4. Для учебы вам потребуются компьютер или ноутбук, стабильный интернет и самодисциплина. 

  5. По окончании обучения вы пройдете итоговую аттестацию получите документ установленного образца — диплом о профпереподготовке или удостоверение, подтверждающее повышение квалификации. 

НИПКЭФ — это ваши профессиональные компетенции и блестящие перспективы. Не отказывайте себе в удовольствии быть востребованным и высокооплачиваемым специалистом!

Не нравится

Читайте также:

Бесплатная консультация
Ваша заявка принята
Отзывы о нас
  • Отзывы в Яндекс Отзывы в Яндекс

    34+ отзывов 5

  • Отзывы в 2GIS Отзывы в 2GIS

    122+ отзывов 5

  • Отзывы в Zoon Отзывы в Zoon

    69+ отзывов 4,9

  • Отзывы в Отзовик Отзывы в Отзовик

    24+ отзывов 5