Цели по SMART: методика, постановка задач, критерии, принципы

19.09.2023
Цели по SMART: методика, постановка задач, критерии, принципы
Цели по SMART: методика, постановка задач, критерии, принципы

Вы когда-нибудь задумывались, почему одни люди достигают успеха в делах, а другие нет? Почему одни могут реализовать свои мечты, а другие остаются на месте? Ответ на эти вопросы кроется в том, как они ставят себе цели.

Цели — это то, что движет нас вперед, что придает смысл нашей жизни и деятельности. Но не все они одинаково эффективны. Есть цели, которые мотивируют действовать и приносят результат, а есть такие, которые только разочаровывают и отвлекают от главного. Как же отличить одни от других? Как поставить себе правильные цели, которые помогут добиться успеха? Для этого существует специальная методология, которая называется SMART. В статье расскажем, что такое SMART-цели и как их ставить.

Что такое СМАРТ-цели?

Что такое СМАРТ-цели?

SMART — это аббревиатура, расшифровка которой по буквам обозначает пять основных характеристик хорошо поставленной цели: 

  • Specific — конкретная, 

  • Measurable — измеримая, 

  • Achievable — достижимая, 

  • Relevant — релевантная, 

  • Time bound — ограниченная по времени. 

Эта модель была предложена в 1981 году американским консультантом по управлению Джорджем Дораном и с тех пор получила широкое распространение в разных областях. Суть метода SMART заключается в том, что каждая цель должна быть четко сформулирована и проверяема по этим пяти критериям. Таким образом можно избежать неопределенности, нереалистичности и неактуальности целей, сделать их более мотивирующими.

Критерии SMART при постановке целей

Критерии SMART при постановке целей

Критерии SMART являются основой для успешной постановки и достижения целей. Они помогают максимизировать эффективность поставленных задач, учитывая их конкретность, измеряемость, достижимость, релевантность и ограниченность во времени. Например, увеличение продаж на 10% в течение следующего квартала путем привлечения 50 новых клиентов из крупных компаний — это пример SMART-цели. Она конкретно обозначает цифровой показатель увеличения продаж на 10%, а также количество новых клиентов, которых нужно привлечь. Она измерима, достижима и релевантна для увеличения прибыли. При этом она ограничена временными рамками — следующий квартал. Как правило, такая технология постановки цели дает ясное понимание того, что нужно сделать, придает ощущение срочности и мотивации для достижения результата.

Дерево целей по СМАРТ выглядит так:

  1. Specific (конкретная). Цель должны быть конкретной, то есть четко определенной и понятной. Конкретная цель отвечает на вопросы: «Что я хочу сделать?», «Зачем я это делаю?», «Кто еще участвует в этом?», «Где это происходит?», «Как это происходит?». Например, цель «Я хочу быть богатым» — не конкретная, так как она не говорит ничего о том, что значит быть богатым для вас, как вы собираетесь этого достичь. Конкретная цель может быть такой: «Я хочу заработать 10 миллионов рублей в течение пяти лет, открыв свой собственный бизнес в сфере IT, потому что я хочу обеспечить себе и своей семье комфортную жизнь и реализовать свой потенциал».

  2. Measurable (измеримая). Второй критерий SMART требует, чтобы цель была измеримой, то есть имела какие-то количественные или качественные данные, по которым можно отслеживать ее выполнение. Измеримая цель отвечает на вопрос: «Как я узнаю, что я достиг результата?». Например, «Я хочу увеличить онлайн-продажи» — не измеримая цель. Измеримая цель может звучать так: «Я хочу увеличить конверсию сайта на 10% и объем продаж на 20%».

  3. Achievable (достижимая). Цель должна быть достижимой, то есть реалистичной и осуществимой. Она отвечает на вопрос: «Могу ли я достичь результата?». Например, цель «Я хочу стать президентом России» — не достижимая для большинства людей, так как она требует очень высокого уровня влияния, опыта и поддержки. Достижимая может быть такой: «Я хочу стать депутатом городского совета в своем округе за два года, проводя активную избирательную кампанию и занимаясь простыми социальными проектами, потому что хочу улучшить жизнь своих избирателей и внести свой вклад в развитие города».

  4. Relevant (релевантная). Четвертый критерий SMART: цель должна быть релевантной, то есть соответствовать вашим интересам, ценностям и потребностям. Релевантная цель отвечает на вопрос: «Зачем мне это?». Например, цель «Я хочу выучить китайский язык» — не релевантная для того, кто не интересуется Китаем, его культурой и историей, не планирует там жить или работать. Релевантная ее версия может быть такой: «Я хочу выучить китайский язык на уровне B2 за год, посещая курсы и общаясь с носителями, потому что хочу расширить свои профессиональные возможности и познакомиться с новой культурой».

  5. Time bound (ограниченная по времени). Пятый и последний критерий SMART заключается в том, что цель должна быть ограничена во времени, то есть иметь четкий срок выполнения. Цель, ограниченная во времени, отвечает на вопрос: «Когда я должен прийти к результату?». Например, цель «Я хочу похудеть» — не ограничена по времени, так как не указывает, за какой период вы хотите сбросить лишний вес. Вариант по системе SMART может быть таким: «Я хочу похудеть на 10 килограммов за три месяца, соблюдая принципы правильного питания и занимаясь физическими упражнениями три раза в неделю, я хочу улучшить свое самочувствие и внешний вид». Тайм-менеджмент помогает контролировать прогресс, устанавливать промежуточные этапы и поддерживать мотивацию.

Преимущества метода SMART

Преимущества метода SMART

Система SMART имеет много преимуществ для тех, кто хочет ставить себе эффективные цели и достигать их. Этот метод помогает:

  • Конкретизировать желания и превратить их в реальные планы действий. Так можно лучше понять, чего вы хотите и как можете это получить.

  • Измерять успех и оценивать результаты. Легко определить, насколько вы приблизились к цели, что сделали хорошо и что нужно улучшить.

  • Адаптироваться к реальности и учитывать возможности и ресурсы. Можно ставить себе реалистичные цели, которые не будут слишком легкими или слишком сложными.

  • Мотивировать себя и поддерживать интерес к цели. Вы будете чувствовать смысл и ценность своего дела, радоваться своим достижениям.

  • Организовывать время и распределять приоритеты. Можно точно определить, когда и как вы будете работать над целью, проконтролировать сроки ее достижения.

В каких сферах можно использовать этот метод?

В каких сферах можно использовать этот метод?

Техника SMART может быть использована в любой сфере, где вам нужно ставить цели и достигать их. Например, вы можете использовать этот метод для:

  • Личного развития: можно ставить себе задачи по изучению новых навыков, улучшению здоровья, повышению самооценки.

  • Профессионального роста: цели по повышению квалификации, продвижению по карьерной лестнице, увеличению дохода.

  • Семейных отношений: планирование улучшения общения с близкими, решения конфликтов, создания гармонии.

  • Социальной активности: для расширения круга общения, участия в общественных проектах, волонтерстве.

Примеры постановки целей по СМАРТу в бизнесе

Примеры постановки целей по СМАРТу в бизнесе

Бизнес — это одна из тех сфер, где целеполагание по SMART особенно полезно и востребовано. Ведь в сфере бизнеса важно не только иметь хорошую идею, но и уметь ее реализовать, превратить в прибыльный проект. Для этого нужно ставить себе четкие и конкретные цели, которые будут направлять вас к успеху. Вот несколько примеров постановки целей по SMART в бизнесе:

Цель: Я хочу увеличить продажи своего интернет-магазина.

По SMART: Я хочу увеличить продажи своего интернет-магазина на 30% за шесть месяцев, используя стратегии маркетинга в социальных сетях, email-рассылках и лояльности клиентов, потому что хочу расширить свой бизнес и увеличить свою прибыль.

Задача: Я хочу открыть новый филиал своей кофейни.

SMART-подход: Я хочу открыть новый филиал своей кофейни в центре города до конца года, проведя анализ рынка, выбрав место, наняв квалифицированный персонал и обеспечив качественное обслуживание, потому что хочу привлечь больше клиентов и улучшить имидж.

Цель: Я хочу запустить новый продукт на рынок.

Согласно SMART: Я хочу запустить новый продукт — мобильное приложение для путешественников — на рынок в течение трех месяцев, проведя тестирование, получив отзывы от потенциальных пользователей, сделав рекламную кампанию и создав партнерства с туристическими агентствами, потому что хочу предложить уникальное решение для людей, которые любят путешествовать.

Руководствуясь этими примерами, вы можете сами поставить цель, соответствующую принципам СМАРТ: конкретность, измеримость, достижимость, релевантность, ограниченность во времени.

Как узнать больше?

Если вы заинтересовались методом SMART и хотите узнать больше о том, как ставить себе эффективные цели и достигать их, приглашаем вас записаться на одну из наших программ профессиональной переподготовки по менеджменту

Обучение в НИПКЭФ — это:

  1. Дистанционный формат обучения — обучайтесь в любое удобное время из любой точки мира.

  2. Опытные преподаватели с опытом работы более 5 лет. 

  3. Беспроцентная рассрочка без участия банков.

  4. Документ установленного образца с регистрацией в ФИС ФРДО. 

Не нравится

Читайте также:

Бесплатная консультация
Ваша заявка принята
Отзывы о нас
  • Отзывы в Яндекс Отзывы в Яндекс

    19+ отзывов 4,9

  • Отзывы в 2GIS Отзывы в 2GIS

    84+ отзывов 5

  • Отзывы в Zoon Отзывы в Zoon

    50+ отзывов 4,9

  • Отзывы в Отзовик Отзывы в Отзовик

    20+ отзывов 4,9